Московский север
Марьина
роща и окрестности
Исторический экскурс
★★★
Деревня Марьино
Очерк К. Виноградова.
Издание кружка
<Останкинско-Марьинского
краеведческого кружка при
музее-усадьбе «Останкино».
М., 1929. Музейный п/отдел
«МОНО»>
Книга скопирована из
фондов Российской государственной
библиотеки.
Останкинский дворец
создан усилиями многих крепостных
деревень Шереметева, разбросанных в
семнадцати губерниях. Одна из
деревень, ближайшая к Останкину, –
дер. Марьино принимала активное
участие в создании и отделке дворца,
выдвинувши значительную рабочую силу
в лице резчиков, позолотчиков и др.
В течение
трехсотлетнего существования жизнь
ее тесно была связана с жизнью
Останкинской усадьбы.
Марьино расположена на р. Копытовке,
правом притоке р. Яузы, на
расстоянии 1,6 км от дворца –
Останкино к югу, в 6,9 км от Кремля
к северу, в 1,9 км от Крестовской
заставы к северо-западу, в 2,6 км от
р. Яузы к юго-западу. Теперь она –
часть Сокольнического района
гор. Москвы.
До 1917 г. Марьино
входила в состав селения
Ростокинской волости, а до 1861 г. –
в Останкинскую вотчину
гр. Шереметева.
В конце XVI в. это
место числилось как пустошь. В XVII в.
здесь было уже селение под именем
Бояркино, или слобода Марьино. В
XVIII и XIX вв. население, находясь
в крепостной зависимости – сначала
от князей Черкасских, а потом с
сороковых годов XVIII столетия от
Шереметевых, – строило свою жизнь
под влиянием двух социальных
факторов: помещичьего хозяйства и
города Москвы как одного важнейшего
торгово-промышленного центра.
В 1861 г. наступает
перелом в жизни крестьян. В
1882 году в Марьине ликвидируются
временнообязанные отношения с
помещиком Шереметевым, но все же
близость владений последнего и после
1882 года сказывается на их как
экономическом положении, так и
идеологии. Только революция 1917 г.,
при руководящей роли в ней
городского пролетариата,
окончательно ликвидирует социальный
фактор в виде помещичьего
землевладения.
Остается главный
регулятор жизни деревни Марьино –
торгово-промышленная жизнь города
Москвы, но только социальная
сущность этого фактора меняется: на
место буржуазной экономики и
идеологии старой Москвы идет
пролетарская, социалистическая
экономика и идеология.
Внутренно и внешне
деревенское лицо Марьино стирается,
оно принимает городской облик.
Внешний вид ее пока еще
полудеревенский, полугородской.
На заре своей жизни в
XVII в. она – типичная подмосковная
барская деревенька. В переписных
книгах 1678 г. о ней пишется: «В
слободе Марьиной, Бояркино тож, два
двора служних, двадцать дворов
бобыльских, людей в них – семьдесят
один человек, да в тех же бобыльских
дворах – восемь человек
захребетников, людей – двадцать
человек, двор скотный, людей в нем –
2 человека».
В ней наряду с
крестьянами-землепашцами имеются и
ремесленники: резчики, иконописцы,
шорники.
В XVIII в. было в ней
дворов от 27 до 12, а населения – от
148 до 62 человек. Среди него были:
резчики, позолотчики, иконники,
котельщики, слесаря, столяры,
оловянишники, точильщики шпаг,
сапожники, чеканщики, а среди женщин
– ткачихи и вязальщицы.
Барин по своей воле
выселял и вселял в деревню кого
хотел.
Хлебопашество,
скотоводство и ремесло были главные
занятия.
К Шереметеву, в
Останкинскую вотчину, крестьяне
ходили не только для садовой работы,
но несли караул, дорожные
повинности, а ремесленники работали
по своей специальности. Барин их
эксплоатировал не только как
хлебопашцев, но и как ремесленников.
Ему хотелось увеличить в конце XVIII в.
площадь посева овса, и поэтому он
предлагал марьинским крестьянам
корчевать пни от д. Марьиной по
направлению к Марьиной роще.
Когда же Н. Шереметев
отделывал дом и театр в Кускове, а
также строил Останкинский дворец, то
он использовал таких крупных
марьинских резчиков, как Иван
Мочалин, Иван Мозохин и др.
В первой половине XIX в.
хлебопашество, скотоводство и
ремесло играют господствующую роль.
Дворов в это время было от 14 до 25
и во вторую половину увеличилось до
40.
Население в 1800 г.
было 102 чел., из них крестьян – 87,
дворовых – 15; в 1848 г. – 210 чел.,
из них крестьян – 160, дворовых –
50; в 1861 г. – 169 чел.: крестьян –
131, дворовых – 38. К концу XIX в.
население выражалось в количестве
358 человек.
В первой половине XIX в.
население еще жило в деревянных
домах, крытых соломой из
собственного хозяйства. Крестьяне
еще в 1857 г. высеивали 27 четвертей
ржи, 81 четверть овса и 40 четвертей
картофеля (*четверть
– мера объема сыпучих тел (примерно
210 литров) либо мера веса (в разное
время равнялась 8 или 12 пудам; 1
пуд=16 кг)).
С пятидесятых годов
начинается резкое изменение в их
хозяйстве и быту. Большим толчком к
этому послужило отчуждение части
земли под Николаевскую (Октябрьскую)
железную дорогу, а впоследствии – и
под Виндавскую (Виндавская
железная дорога –
Рижское
направление Московской железной
дороги. Вблизи деревни Марьино
располагаются Рижский вокзал и
платформа Останкино Ленинградского
направления Московской железной
дороги).
Население растет.
Ремесленники приспосабливаются к
требованиям Москвы, а не к
помещичьему хозяйству.
Во второй половине
XIX в. хлебопашество постепенно
кончается, остается и развивается
скотоводство, мелочное хозяйство;
луговодство вытесняет и заменяет
полеводство.
Скота в 1869 г. было:
лошадей – 37
коров – 71
В 1881 г. было:
лошадей – 44
коров – 101
овец – 3
В 1897 г.:
лошадей – 44
коров – 106
овец – 1
коз – 2
свиней – 5
После освобождения
( имеется
в виду освобождение крестьян от
крепостной зависимости в 1861 году) земли было 175,5 га, причем
сенокосы занимали уже 130,8 га, в то
время как под пашней было 24 га, а
под усадьбами – 20,7 га (oбращаем
внимание читателей на то, что слово
«усадьба» употреблено во
множественном числе, соответственно,
Шереметевы были не единственной
зажиточной семьей в округе).
В первой и второй
половине XIX в. были те же ремесла,
как и в XVIII в.: позолотчики,
иконописцы, резчики по дереву,
резчики по кости, столяры,
оловянишники, сусальщики. Женщины
занимались перчаточным ремеслом,
выделывая три сорта лайковых
перчаток: грубые рукавицы, перчатки,
сделанные полумашинным способом, и
тонкие лайковые перчатки, сделанные
исключительно на машине.
Еще в начале XIX века они занимались
вязаньем чулок и перчаток
(прослеживается
совершенно четкая ориентированность
жителей Марьина на потребительский
рынок города Москвы, а также на
ремесла, связанные с украшением
зданий религиозного культа).
В XX веке мы не видим
уже совсем хлебопашества. Молочное
хозяйство – после русско-японской
войны – начинает уменьшаться,
некоторые виды ремесл остаются, как,
например, позолотчики, последний из
которых – Сергей Дмитриевич
Мондрыгин – жив и по настоящее
время, но уже не работает (см. его
коллекции на выставке).
Война 1914 г. и
революция 1917 г. оказали сильное
влияние на д. Марьино. Некоторые
виды ремесл, как, например, резчики
и позолотчики, ликвидируются.
Некоторые из них перешли на новый
вид работ, как, например, кустарь
Кубышкин, который готовит вместо
киотов чемоданы, спинки для
кроватей, пресс-папье и пр. (Не
будем забывать, что в 1920-е годы, в
связи с тотальным голодом в стране,
в Москву хлынула беднота, которой не
в чем и нечего было возить, не на
чем было спать. Открывалось
множество советских учреждений –
«контор», где, как у Остапа Бендера
в конторе «Рога и копыта»,
непременно присутствовали
канцелярские принадлежности. А у
контор существовали свои общежития,
куда в связи с бесконечным
«уплотнением» постоянно требовались
новые кровати.)
Появились и портные.
В настоящее время на
оставшейся в распоряжении крестьян
земле в количестве 18,53 га (против
175,5 га в 1861 году, см. выше)
создали они цветоводство и
огородничество.
Под огородами
находится 5,45 га, под покосами,
пустырями и пр. – 5,1 га, под
картофелем – 2,18 га ( для
сравнения: в 1861 году пашни
занимали 24 га, сенокосы – 130,8 га,
о пустырях же и вовсе не
упоминается, то есть вся земля
использовалась по назначению.), под
ягодными и фруктовыми садами –
0,54 га и под цветами – 4,1 га.
Из 63 домов в 1929 г.
цветоводством занимается… 47 хоз.
Они снабжают цветами
не только Москву, но и дачи в ее
окрестностях. О их цветоводстве
знают в Берлине, Лондоне, Париже, с
которыми марьинские цветоводы имеют
давнишнюю связь.
Наряду с
цветоводством в некоторых хозяйствах
развилось промышленное
огородничество, где на продажу
сеется капуста, помидоры, огурцы и
картофель (возможно,
именно из этих огородов впоследствии
образовался недавно ликвидированный
и ныне застроенный жилыми домами
совхоз «Марьино»
вблизи улицы Кашенкин луг).
В 1929 году коров –
33, коз – 10, лошадей – 7 (Даже
с учетом естественной убыли из-за
старости, для сравнения, в 1897 году
коров было 106, лошадей – 44.
Очевидно, скот из разграбленных
усадеб и крестьянских «кулацких»
дворов пошел банально на съедение.
Зато количество коз увеличилось с
двух до десяти, что понятно: коза
менее хлопотна в уходе, а молока
дает на одного-двух человек. С
учетом того, что в Москву чаще
мигрировали не семьями, а поодиночке
– на заработки, с козой явно было
проще управиться.).
Вместе с хозяйством
менялся и меняется как состав
населения, так и его быт.
В 1929 г. количество населения
выросло до 874 человек. Из них
уроженцев Марьина – 192, пришлых,
живущих постоянно, – 182, живущих
временно – 112, сезонников – 236,
невыясненных – 152.
По социальному составу население
распределяется следующим образом:
крестьян – 228, рабочих – 325,
служащих – 78, кустарей – 36,
извощиков – 28, прочих – 27,
невыясненных – 152 (Учитывая
дурную репутацию Марьиной рощи еще
до революции, а уж после революции –
и подавно, рискнем предположить, что
эти «невыясненные» есть не что иное,
как беспризорники, проститутки из
ближайших трактиров, воры и прочий
пролетариат без определенного места
жительства и занятий.).
Деревня в 1926 г.
электрофицировалась. Дома – все
деревянные, крытые железом. Обычно
три-четыре окна выходят на улицу и
по одному-по два – в другие стороны.
Наверху слуховое окно или светелка,
украшены деревянной резьбой ( очевидно,
эти украшения – дело рук тех самых
тридцати шести кустарей-резчиков по
дереву.).
Все дома одноэтажные, за исключением
двух. Один из домов сохранился с
начала XIX столетия. Обычный размер
домов, без пристроек,
– 7,1×7,1
метр. Перед домами палисадники с
цветами и деревьями, у палисадников
начинает оформляться городской
тротуар. На улице появились 2
городских киоска: «Розносчик» и
«Красный киоск». Хозяйственные
постройки, как сарай для сена,
конюшни для лошадей, уничтожены или
превращаются в жилые помещения (очень
по-советски: хозяев усадьбы
уничтожили, лошадей съели, а на
место лошадей в скотские условия
поселили людей).
Один только сарай остался от
прежнего быта на основе
хлебопашества и скотоводства (на
874 человека – всего один сарай.
Потому что в стране наступил голод,
и стало нечего хранить).
Экономическая база
для населения – Москва, поглощающая
их цветы и рабочую силу на
предприятиях и учреждениях. Они даже
не нуждаются в своих банях: легко
доехать до Центральных бань Москвы. Автобус близко,
останавливается на одном конце
деревни
(а
теперь представим себе, как эта
тысяча человек ездит на
одном-единственном маршруте с
единственной в деревне остановки в
центр Москвы для того, чтобы
помыться. С нищенской зарплаты
оплачивают и автобус, и баню). На автобусе можно доехать в
Большой Театр, в кино, куда обычно
выезжают марьинцы, особенно
молодежь. Старые и малые слушают
радио, не только из Москвы, но из-за
границы. Население культивируется,
молодежь учится в учебных заведениях
Москвы.
Через молодое
поколение придет новая жизнь
деревни. Оно уже будет доживать свои
дни в новом, городском быту.
Оно будет вспоминать только о том,
как на глазах его доживали свои дни последние могиканы «деревни», с
их старым бытом и старой идеологией
(«Доживать
свои дни». Без комментариев).
***
*Здесь и далее курсивом
в скобках выделены примечания
Северян. По возможности, сохранена
оригинальная орфография.
назад
Марфино,
Останкино, Бутырский хутор, Марьина роща и окрестности
Московский
север
|
|
© |
|
2 |
0 |
1 |
0 |
|
C |
е |
в |
е |
р |
я |
н |
е |
|
|
|
|
|
|