Давно хотел отправить Вам на
Литературную страничку несколько стихов моего
покойного друга Виктора Лукьянова. (Я частично
обмолвился о нем в своем первом "лирическом
отступлении" — "Возвращение").
Он жил на ул.
Дудинка, дом я помню только визуально — 16-тиэтажное Г-образное здание (кажется, Дудинка
— 2 — кор. 2).
В его однокомнатной квартире не
было никаких вещей — только пара стульев, старый эппловский компьютер и телефон. Не было и
кровати — он спал на полу. На месте бывшей
люстры — воткнутая наполовину шпага,
направленная в сторону крыши (он жил на
последнем этаже). В коридоре — низко опущенная
лампа, к ней на шелковой нити была привязана
металлическая крышечка от маленького чайника. Ее
можно было сильно раскрутить — и тогда
металлический диск от скорости казался
неподвижным, только блеск сильнее проникал в
прихожую.
Все окна выходили на старый лес между Ярославкой и ст.
Лосиноостровская. В те годы (конец 80-х) в
нем еще можно было разглядеть две жилые избушки
с весьма странным освещением внутри: это не был
"дневной" свет, но, тем не менее, он был
бледновато-белым, и слабым, как фосфорические
рисунки в темноте на старых елочных игрушках.
С балкона справа была видна маневровая
горка и стеклянная часть диспетчерской, а также
водонапорная башня и пути, идущие к Москве.
Маневровым полем, расположенном на север от
перехода через пути, мы часто любовались — там
растекалось ручьями множество путей, желтели
мачты освещения (идущие почти до самой
станции
Лось), отдыхало множество формируемых составов.
Особенно интересно было наблюдать, как проворные
дядьки в оранжевых жилетах тормозили
подъезжающие вагоны: даже гностический разум
Лукьянова не мог объяснить, как эти Ветераны
Маневровых Путей с помощью какой-то палки
(которую они почти буквально совали в колеса!) — в одиночку тормозили набравший скорость вагон.
Это была именно ПАЛКА (другие орудия торможения
отсутствовали), которую слушались все вагоны,
независимо от их категории и года выпуска.
Над маневровым полем всегда было именно
желтое освещение — из-за этого яснее были видны
тропинки в крошечном "техническом перелеске"
— между горкой и основными путями Ярославской
железной дороги.
Из-за хорошей акустики (напомню, квартира
была почти пуста) в единственной комнате
постоянно обитали звуки от станционных путей, и
в летние ночи (впрочем, как и в другие времена
года) всегда был слышан преломленный голос
диспетчера, раздробленный многочисленными
динамиками, и сонным эхом летающий над путями в
бесчисленных отражениях от высотных строений.
Еще лучше передавалась металлическая "трель",
пролетавшая по составам при стыковке очередного
вагона. "Грохотом" это назвать было трудно:
расстояния и высота брали свое. Она уходила на
Север — в сторону станции Лось
— и нередко
возвращалась обратно, если "дядя с палкой"
недостаточно сильно тормозил вагон. Иногда
свистел локомотив-"кукушка", курсирующий по
"зеленой зоне" между маневровой горкой и
пассажирскими путями. Часто бывало так, что
металлический лязг прицепов совпадал с волевым, громким возгласом диспетчера
— и возникало
ощущение, что ты находишься в другой северной
стране — лет эдак сорок назад.... Однако сей "Ordnung"
никогда не мешал спать и, напротив, бодрил с
утра, когда нужно было идти на первую электричку
к Москве (я жил тогда на ул. Гиляровского — между "Рижской" и "Проспектом Мира").
Творчество Лукьянова, безусловно, впитало
в себя всю эту полифонию железнодорожных
отзвуков. Особенно хорошо это просматривается в
ранних его стихах. Там нет никаких технических
приемов (нарочитых аллитераций, звукописи и
т.п.), а просто живет ощущение той Идеальной
Железной Дороги, которая еще была жива до начала
90-х. Потом эту сакральность будто бы замазали сине-белыми лужковскими красками
— и "абсурдистской"
пластмассой над пешеходным, "дырявым" теперь,
переходом (где чередуются окна пустоты и
стеклопластика, что не спасает ни от дождя, ни
от солнца). И сейчас маневровое поле видно
довольно плохо: к тому же там появились белые
огни, что немало десакрализовало данный пейзаж.
Я высылаю подборку — 7 стихов
<...>. Они
дышат тем временем (середина 80-х), которое
всегда способствовало созерцанию и тематике
"Возвращения" — не хронологического, а, скорее,
того, при котором Идеальный Мир находится
буквально за соседним забором, за ржавой
калиткой, в трещинах на старом асфальте.
Денис Виноградов
1 февраля 2007 г.
Виктор Лукьянов. Стихи разных
лет.
***
Я задену струну я спою у окна
И помянет меня дождевая
струна
Что висит над туманом в манящей сети
Убегая в мечту — там сольются
пути
Можно долго стучаться в иллюзий стекло
На вокзалы смотреть — их дождем замело
Но в высокий полет над забором из
шпал
Не придется уйти — слишком долго я
ждал
[1983?]
***
Я не помню мелодий до дна
За окном белена, пелена
Утешеньем зеленым экрана
Я заполню мгновения сна
Черным утром рисую крота
За окном суета, маета
Созерцая вокзалы и будни
Я не верю, что есть красота
Грязный голубь ложится в вираж
У него — то ли бзик, то ли раж
Проследив за полетом убогим
Покидаю последний этаж
[1983-85]
***
Мелькая по асфальтовым путям
И деревянным брошенным платформам
Заглохли в летнем воздухе аккорды
Картинок, миражей, зеленых скал
Ведь радость есть отсутствие тоски -
И, чтобы ветка жизни зазвучала
Начать удар, как будто не сначала:
Проснувшись утром, заводи часы
Они теперь всего эквивалент
Движений и конвульсий продолженье
Как ни нелепо это положенье
Оно одно — стабильный постамент
[1983-85]
***
Сквозь горсти красных бус в рябиновом саду
На шпалах иней, словно берег белый дальний
Возможно, в том покое я найду
Столь тайный зов за давностью звучанья.
Когда еще придется чувствовать и лень
В слепом вагоне, пережившем совершенство?
Ну что ж, пора — ведь как их ни одень
Закрутит призрак знающих здесь день свой.
***
Разноцветные окна
В говорящей ночи
Любят город бесплотный
Но об этом молчи
Незаметно развяжем
Паруса на ветру
Прежней памяти даже
Я с собой не беру
И горящие окна
В ошалевшей ночи
Уплывают дремотно
Словно счастья ключи.
[90-е]
***
Температура, горький дым
И осень лестницами в лето
Когда-нибудь мы оглядим,
Что крыша в лист и дождь одета,
А на вокзале зал сквозим.
Перед метро забудь свой взгляд -
Иди вперед, глотая мелочь
Непреднамеренных утрат:
Их август так умеет делать,
Лишь солнце повернет на спад.
[1983-85]
***
Солнца пушистые волосы
Чувствую кожей своей
Ласково радуга множится
Мыльных, как мир, пузырей.
Лежалые листья, ободранный куст
Ждите меня, и я вернусь.
Поздняя осень, старый перрон,
Яркое солнце, длинный вагон.
Рыжая девочка солнышко
Здравствуй, родная моя
Здесь, на железной обочине
Снова я встретил тебя.
Бетонные шпалы, на дереве кот
Мимо большой состав идет
В желтой шинели детский герой
Ясность покоя, дым над водой.
[1983?]
***
назадвперёд