Московский север
Хрущёвки: былое и думы
★★★
А вот совершенно другой подход,
предопределивший на долгие десятилетия метод решения
жилищной проблемы в нашей стране.
Русский писатель-эмигрант Григорий Климов,
работавший сразу после войны в Советской военной администрации (СВА)
в Берлине, опубликовал в 1952-53 годах книгу
воспоминаний о буднях СВА "Берлинский Кремль",
позднее неоднократно переизданную под названием
"Крылья холопа". СВА занималась вывозом
промышленного и военного оборудования в Советский
Союз по репарациям. Было там кое-что и
по нашей теме... Слово
Григорию Климову.
Григорий Климов. Крылья холопа.
(отрывок)
Вскоре после возвращения с охоты за
атомом в Тюрингии ко мне на стол пришла из
Управления Репараций папка с чертежами, к чертежам
было приложено сопроводительное письмо: "Настоящим направляем Вам
типовой проект No. ... стандартного
дома коттеджа для рабочих поселков Советского Союза
по репарационному наряду-заказу
No. ... . Просим согласовать с нами и
утвердить электрическую часть в
указанных проектах. Кроме того просим составить
сводную спецификацию электрооборудования из расчета всего наряд-заказа в
количестве 120.000 домов и одновременно указать на каких предприятиях эти
заказы могут быть размещены.
Начальник Отдела Электропромышленности Упр.
Репараций — Петров."
|
|
Г. Климов.
Дружеский шарж Н. Олина.
Журнал "Сатирикон",
No.2, 1951 г.
|
На чертежах был изображен обычный немецкий дом на
одну семью, состоящий из трех
комнат с кухней, ванной и уборной. В подвальном
этаже кроме погреба для хранения
угля было также отдельное помещение для стирки
белья.
Я и еще несколько инженеров с интересом просмотрели
чертежи. "Вот вернемся в
Россию — тоже такой домик получим," — сказал кто-то
из присутствующих. Электротехническая сторона проекта была согласована,
проект был подписан и послан Управлением Репараций в Москву для
окончательного утверждения.
Вскоре проект снова очутился на моем столе.
Сопроводительная записка гласила:
"Прошу произвести необходимые изменения в расчетах,
вытекающие из указаний Министерства Строительной Промышленности СССР.
Петров."
Я развернул бумаги, любопытствуя что за
усовершенствования диктует Москва.
Первым делом — ликвидируется подвальное помещение
для стирки. По мнению Министерства стирать можно и на кухне. Затем
ликвидируется веранда. Это понятно.
Чтобы люди не засиживались на веранде с праздным
видом.
После изменения и согласования проект снова пошел на
утверждение в Москву. Через
несколько недель я опять нашел на столе злополучную
папку с лаконической запиской: "Прошу внести соответствующие изменения.
Петров."
На этот раз изменения были радикальны. Без
объяснения причин предлагалось изъять
и ванную и уборную. В рабочих поселках есть
общественные бани. Тогда к чему
ванные в каждом доме? Это понятно. А уборные? Видимо
московские руководители рассуждали так
— зачем уборные, когда можно бегать в
кусты.
Схема электрооборудования дома была густо усеяна
жирными вопросительными знаками
красным карандашом. В спальне эти вопросы стояли над
электроточками, соответствующими лампам на ночных столиках и
проводке выключателя-шнура для
гашения света, не вставая с постели. Видимо дядя в
Москве не знал что это за вещи. Или, если знал, хотел выразить свое недоумение
наличию такой роскоши в жилищах, предназначенных для рабочих.
120.000 домов для рабочих поселков были переделаны
на советский манер. Из коттеджей получились обычные избы. Окончательно
"модернизированный" проект ходил
затем по рукам инженеров Управления Промышленности в
качестве анекдота. Люди качали головами и молчали. Никто не высказывал
желания жить в таком доме.
Климов Г. Крылья холопа. Нью-Йорк:
Россия, 1972. — С. 250 — 251.
★★★
Хрущёбы
|
Лазарь Чириковер, один из создателей
московского стадиона "Динамо" и разработчик "квартирного
прожиточного минимума".
Иллюстрация:
телеканал "Россия".
|
Существуют две полуанекдотические
легенды, откуда взялись хрущёвки. По одной, за
основу хрущёвок взят проект, разработанный в
нацистской Германии для оккупированных территорий —
в таких домах должны были жить недочеловеки. По
другой — это французский проект, рассчитанный на
эксплуатацию в относительно тёплом европейском
климате, но и в этом случае в подобных постройках
планировалось разместить рабочих из стран Северной
Африки. Что лучше, непонятно. Легенды — они и есть
легенды.
А вот в меру развлекательный, в меру ностальгичный и в меру аналитический
фильм Елизаветы Листовой "Советская империя.
Хрущёвки." (© 2004 ФГУП ГТК "Телеканал "Россия")
содержит массу более проверенной информации на эту
тему. Надо сказать,
фильм Листовой, показанный, по крайне мере, вторично
не в самое худшее время государственным каналом,
похоже, отражает официальную точку зрения на дела
давно минувших дней, но тем она интереснее. По
сведениям, приведённым в фильме, в хрущёвках с 1955
года (в массовом порядке — с 1958 г.) по 1964 год отметили новоселье около 54
млн. наших соотечественников — четверть населения
тогдашней страны. Семьи обзавелись
отдельными квартирами, но что это были за квартиры,
что за дома?
Напоминали ли они хотя бы отдалённо
те, что
были построены в тот же
период побеждённой Германией? Или стали
такими, что в них не
хотели жить их создатели?
Основными параметрами, утверждёнными СНиПами пятидесятых годов, возводимого стандартного
жилья стали:
|
Валентин Галицкий, в 1961-67 гг.
организатор первого домостроительного комбината ДСК-1.
Иллюстрация:
телеканал "Россия".
|
из
30 квадратных метров общей площади 21
квадратный метр
должно быть жилой (соответственно,
кухня, прихожая, ванная
(со знаменитой "сидячей" ванной, в которой
вытянуться в полный рост было невозможно) и туалет
должны были уместиться на 9
квадратных метрах);
жилая
площадь двухкомнатной квартиры — 22
квадратных метра
(вместо 35 — 40
квадратных метров);
площадь
кухни — 4,5
квадратных метра (вместо 6 — 10 квадратных
метров);
высота
потолков — 2,5 метра (вместо 3,2 метра).
В качестве основы для нормативов были
взяты немецкие нормы 1870-х (!) годов,
просуществовавшие до 20-х годов
XX века. Именно оттуда взялись пресловутые 9
квадратных
метров на человека,
впоследствии утверждённые Госстроем СССР в качестве
стандарта. Проекты построенных
в Германии
в конце 20-х годов квартир стали основой для
советских проектов в пятидесятые годы. Однако даже
старые немецкие стандарты предполагали наличие в
квартире кладовки. Но, с точки зрения советского
руководства, не жалевшего для себя жилплощади,
"простому" советскому человеку это было ненужно.
Принятию человеконенавистнических стандартов в СССР
в середине 1930-х годов предшествовала кропотливая
работа архитектора Лазаря Чириковера, обосновавшего,
в частности, то, что для прихожей вполне достаточно
и 110 сантиметров. Соответствующих размеров
получились жилые комнаты, кухня и санузел.
|
Домостроительный комбинат No.1.
Иллюстрация:
телеканал "Россия".
|
|
Производственные корпуса Домостроительного
комбината No. 1.
Иллюстрация:
телеканал "Россия".
|
|
В цеху Домостроительного комбината No. 1.
Иллюстрация:
телеканал "Россия".
|
Жилищный кризис принимал неслыханные
масштабы в связи с массовой трудовой миграцией в
Москву — страна была разорена большевиками, а в столице можно было найти работу
и не погибнуть от недоедания. За один только 1932 год
в Москву переселилось 220 тыс. человек. Жилья
катастрофически не хватало. Вторая Мировая война
усугубила ситуацию — 25 млн. человек остались без
крова. Жилищную проблему надо было решать любой
ценой.
Принимая во внимание маниакальную
экономию на всём, что касалось нормального
человеческого быта, свирепствовавшую в Советском
Союзе с момента его зарождения, в 1950-е годы было
принято решение приравнять себестоимость квартиры в
новостройке к себестоимости комнаты в коммунальной
квартире. Единственным способом решения поставленной
партией задачи стало панельное домостроение. В 1961
году был запущен Первый домостроительный комбинат, а
потом таких заводов по все стране появилось около
четырёхсот.
Конструкция железобетонной плиты
должна была быть максимально простой — плоская
поверхность без "архитектурных излишеств" и окно.
Такие панели назывались "бубликами". Строительство
панельного дома занимало 12 — 15 дней (рекорд — 5
суток), внутренняя отделка — 30 дней. Таким образом,
дом возводился за полтора месяца.
Внешний вид таких
домов был, как правило безликим. Только к середине
60-х торцы пятиэтажек стали разнообразить мозаикой.
Площади квартир минимизировались — отсюда все
бытовые неудобства: жилища превращались в склады
вещей, так как место для их хранения не
предусматривалось, балконы — если они были — захламлялись. Квартиры предоставлялись из расчёта:
количество членов семьи минус единица.
Контраст с немецкими
решениями разительный! А немцы тем временем
наращивали жилплощадь и увеличивали количество
комнат. В Советском Союзе
сокращались не только площади квартир, но и
расходные нормы на сами панели за счёт экономии
бетона и металлической арматуры. Качество такой
продукции вскоре прочувствовали
на себе
обитатели пятиэтажных хрущёвок.
Идея экономии не
покидала светлые партийные умы. По одному из решений
партии и правительства себестоимость жилищного
строительства следовало снизить на 20%. Были
проведены соответствующие изыскания и сделаны
следующие выводы: отказ от лифта давал экономию 8%
(отсюда в доме должно быть не более пяти этажей:
выше пешком забираться нельзя — врачи не велели),
снижение высоты потолков до 2,5 м — экономия 4%.
Вершиной экономной инженерной мысли
стали дома серии "К-7" с межквартирными стенами
толщиной 8 см и межкомнатными — 4 см (!). Автором
проекта "лёгкого дома", получившим за это
государственную награду,
был
Виталий Лагутенко, дед знаменитого "Мумий Тролля".
Эти дома так и назывались — "лагутенковскими".
Выпуском панелей серии "К-7" занимался ДСК-1.
Причем, эта серия пошла в дело без предварительной
технической экспертизы, конкурс не проводился. У
таких домов были очень серьёзные проблемы со звуко-
и теплоизоляцией, крыши текли,
зимой
влага на чердаке замерзала, а по
весне оттаивала и протекала в квартиры, панели и
межпанельные швы растрескивались, и, как ни странно,
было принято решение отказаться от серии "К-7". А
между тем, построенные в шестидесятые годы
"лагутенковские дома" стоят до сих пор, ожидая
очереди на снос.
|
Виталий Лагутенко, автор проекта "К-7".
Иллюстрация: телеканал
"Россия".
|
После напряжённой борьбы с
чиновниками от строительства в квартирах всё-таки появились
стенные шкафы-гардеробные, научными расчётами
было доказано, что для кухни 4 квадратных метра — это мало. Впрочем, квартиры, где кухни стали по 5,5
квадратных метра, превращались в... коммунальные!
Борьба с нехваткой жилой площади приобретала
странные формы. Например, бороться предлагалось с
помощью гибридной мебели от кресло- и
диванов-кроватей до столов-кроватей, секретеров и
так называемых "стенок". Качество подобных
конструкций было не самым лучшим, но и такой мебели
всё равно на всех не хватало.
Так или иначе, но
дешевизна применённой в 50-60-е годы схемы
строительства хрущёвок была сомнительна, так как
никто не брал в расчёт миллионы тонн железа на
строительные краны, порожний пробег панелевозов и
массу других затрат — на государственном уровне всё
это шло по другим статьям расходов. А вот на какую
статью относили экономию на людях, остаётся до сих
пор непонятным.
Иллюзия бесплатности, казалось бы,
так щедро раздаваемых государством квартир была
всего лишь иллюзией, если даже в начале-середине
1980-х годов работник с рубля произведённой им
продукции получал 30 копеек, а в 30-е годы не
получал вообще ничего или срок в лагере. Может,
"бесплатная"
раздача квартир — это проявление чудом
шевельнувшейся у "аппарата подавления" совести?
Может быть, это плата по счетам за отнятые жизни и
покалеченные судьбы?..
Материал подготовили Северяне
назадпродолжение
Московский
север
12-16.08.2006
|
|
© |
|
2 |
0 |
0 |
6 |
|
C |
е |
в |
е |
р |
я |
н |
е |
|
|
|