Northern Moscow & The Beskudnikovo Branch LineBeskudnikovo StationSlobodka StationOtradnoye StationInstitute Puti StationDzerzhinskaya StationLosinoostrovskaya Station

 

History

Maps

Northern Moscow

Mail

22.01.2024  г.

 

Московский север

 

 

Окрестности Тимирязевки

 

★★★

 

 

А мы пойдём с тобою погуляем по трамвайным рельсам...

Янка Дягилева

Прогулка по трамвайным рельсам

 

25 августа 2007 года

 

Мне редко удавалось освободиться по вечерам. Все дни и часть ночи проходили в изнурительной работе, всегда на ногах, в скрежете, спешке, и я, так же как и все кондукторы, очень уставал от этого. Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок" — паровой трамвай. Он ходил от Савеловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая легкая, а на кондукторском языке — самая "дачная" линия в Москве.

Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на "паровичке" не было.

 

Трёхвагонный трамвай с паровой тягой.

Москва 850 лет. Северный административный округ: юбилейное издание префектуры / Под общ. ред. В. А. Виноградова. — М.: АО "Московские учебники и картолитография", 1997. С. 78.

Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам "паровичка". Березовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа.

Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нем. Громады лип и кленов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края. Там осень по разнообразию и обдуманности раскраски была подчинена воле и таланту человека. Этот парк был насажен знаменитыми нашими ботаниками, мастерами садового искусства.

С детских лет одна страсть завладела мной — любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких. Когда я возвращался осенью в гимназию из Брянских лесов или из Крыма, у меня начиналась жестокая тоска по прожитому лету. Я худел на глазах и не спал по ночам. Я скрывал это свое состояние от окружающих. Уже давно я убедился, что кроме недоумения, оно ничего не вызывает. Это было как раз то "несерьезное", что, по мнению близких, коренилось во мне и мешало мне жить. Как я мог объяснить им, что в этом моем ощущении природы было нечто большее, чем удивление перед ее совершенством, что это было не бесцельное любование, а сознание среды, без которой человеку нельзя работать в полную меру сил. Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека.

Я вспомнил об этом сейчас потому, что осенью 1914 года я с особой остротой испытывал чувство содружества с природой. Она тоже была поставлена под удар войны, но не здесь, в Москве, а там, на западе, в Польше, и от этого любовь к ней становилась сильнее и все больше щемила сердце.

Я смотрел, как дым из трубы "паровичка" обволакивал желтеющие рощи. По вечерам за ними слабо горело голубоватое зарево Москвы. Видение этих подмосковных рощ вызывало множество мыслей о России, Чехове, Левитане, о свойствах русского духа, о живописной силе, таившейся в народе, его прошлом и будущем, которое должно быть и, конечно, будет совершенно удивительным.

 

Константин Паустовский. Беспокойная юность

 

***

 

 На смену паровичку пришёл трамвай. Благодаря то ли традиции, то ли лености Киностудии имени Горького, редко далеко выезжавшей для натурных съёмок, мы имеем радость лицезреть трамваи, ходившие через обширные владения Тимирязевки.

 

Предполагаем и вспоминаем, что раскрашен трамвай был в боевые цвета — жёлтый и бордовый. 

 

 

 

А здесь трамвай более древней конструкции, возможно, ещё дореволюционной — знатоки поправят. На стоп-кадре запечатлен двухвагонный состав: между головами сидящих как раз видна сцепка.

 

Второй вагон состава. Пантограф опущен. 

 

 

 

 

***

 

Весьма удобный и живописный путь на Разумовское ведёт через Бутырки. От Страстного монастыря вы садитесь на электрический трамвай и доезжаете по Долгоруковской улице до Бутырской заставы; отсюда летом ежечасно отходят небольшие (по 3-4 вагона) поезда паровой железной дороги к самой академии. Плата за проезд от Бутырок — 10 и 15 коп. с персоны. Движение паровой тяги начинается утром 7½ ч. и оканчивается в 12 ч. ночи. По дороге поезд останавливается на промежуточных станциях, где устроены платформы для удобства дачников, живущих в этих живописных местечках, которые тонут в густой зелени садов. Переезд этот составляет сам по себе чрезвычайно приятную прогулку...

Магнуссен В. П. и Лев Уманец. Справочная книга "Окрестности Москвы". — М., 1902.

 

Так сложилось, что (прямо по Василию Гроссману) жизнь и судьба Тимирязевской академии неразрывно были связаны с трамваем, а ранее — с паровичком, ходившим до Тимирязевки от  Бутырской заставы (район Савёловского вокзала).

Летом 2007 года Северяне обнаружили, что трамвай ходить перестал, и заподозрили неладное. Потом, конечно, оказалось, что просто меняли трамвайные пути, но предпринятый 25 августа 2007 года поход оказался не напрасным. Представляем здесь его некоторые результаты.

 

 

Старинная трамвайная остановка на углу улицы Дубки и Красностуденческого проезда превращена в совокупность ларьков, торгующую нехитрым провиантом и починяющую башмаки.

 

Линия No. 12. Октябрьская.

Маршрут. Страстная пл., Страстной монастырь, Мал. Дмитровка, Каляевская ул., Новослободская ул., Бутырская застава, Бутырская ул., Дмитровское ш., Чувикин пр., Новое ш., Петровско-Разумовское, Михалковское ш., с. Михалково.

Остановки. Страстная пл., Б. Дмитровка, М. Дмитровка, Каретная-Садовая, Кропоткинский трамвайный парк, Селезнёвская ул., Новослободская ул. д 14, Палиха, Тихвинский п., Скорбященский монастырь, Бутырская застава, 3-й Бутырский п., 3-я Хуторская ул., Дорога на Бутырский хутор, Средний разъезд, Соломенная Сторожка, Дачный проезд, Чувикин проезд, Петровско-Разумовское, Дорога на Петровские выселки, 2-й Лихоборский п., Окружная ж.д., с. Михалково.

 Вся Москва в кармане. — М.-Л., 1926.

 

 

На снимке справа — обратная сторона остановочного павильона.

 

 

Конёк на крыше остановочного павильона.

Как сообщила Марья, павильон был практически возрожден из пепла (в прямом смысле этого слова) в начале 90-х. Из-за чей-то небрежности он практически полностью сгорел, и от старого оригинального павильона остались разве что металлические колонны и решетка в нижней части. Все остальное — восстановлено (в т.ч. металлический конек, металлические резные украшения под крышей и др.).

 Фрагмент фасада. Верхняя часть металлической колонны.

Как выглядела трамвайная остановка у Соломенной Сторожки, можно посмотреть здесь.

 

Металлическая решётка в нижней части павильона (южный торец). 

 

     

 Вид с северной стороны Красностуденческого проезда. Барышни, пользуясь оказией, совершают прогулку по трамвайным путям. И мы движемся тем же маршрутом. Да и погода к тому располагает.

 

Пересекая Красно-студенческий проезд, рельсы делают изящный поворот на запад в сторону Тимирязевской улицы и далее следуют параллельно ей. 

     

 Лето будто вернулось из ниоткуда. Вид в сторону Красностуденческого проезда.

 

Трамвайные пути. Вид в сторону Тимирязевской улицы. Кажется, будто вокруг не огромный, дышащий злобой и ненавистью город, а волшебный лес из забытого прошлого, населённый ангелами и феями. 

     

 Но реальность напоминает о себе. Между рельсов видны следы автомобилей, срезающих путь во время будничных утренних пробок.

 

И опять вид в сторону Красностуденческого проезда. 

     

 Пути поворачивают на северо-запад, приближаясь к Тимирязевской улице.

 

Вдоль Тимирязевской. 

Вид в северо-западном направлении. 

 

 

 

 На Тимирязевскую улицу выходят теплицы академии. Вид в сторону Пасечной улицы (следующая остановка).

25 августа 2007 года.

 

Трамвайные пути превратились на время во что-то среднее между пешеходно-рекреационной и велозоной. 

     

 Опора контактной подвески и пустой остановочный флажок на ней у подъезда к дому 42 по Тимирязевской улице — Всесоюзному НИИ сельскохозяйственной биотехники, который, по словам Марьи, всесоюзным так и не стал, так как строить его начали в середине восьмидесятых, а в частичную эксплуатацию ввели в середине девяностых. Нынче заведение называется  Институт сельскохозяйственной биотехнологии.

 

Остановочный пункт. Опора контактной подвески и тоже пустой остановочный флажок. Ну как тут не поверить, что трамвайное движение закрыто навсегда?! 

     

 Детали контактной подвески.

 

И ещё одна деталька. 

Информация об изменении маршрута приклеена на опору контактной подвески на остановке.

 

Электрический трамвай. Плата за проезд 5 к., 8 и 10 к., с правом пересадки на пересекающие линии с той, на которой взят билет. Некоторые линии разбиты на "станции" (плата за проезд одной станции 5 коп.). Наименование линий имеют их прохождения:

...No. 27 Бутырско-Рогожская (Бутырская заст. — Рогожская з.). Долгоруковская, Бол. Дмитровка, Солянка, Николо-Ямская.

Всеобщий путеводитель и справочник по Москве и окрестностям. — М., 1916.

 

Да, почти за сто лет маршрут немного поменялся.

     

 Фрагмент старинной опоры контактной подвески тех времён, когда такие опоры представляли собой ажурную металлическую конструкцию вроде железнодорожной опоры.

 

Опора контактной подвески функционально совмещена с мачтой городского освещения тоже не самой современной конструкции. 

     

 Ещё один фрагмент старинной металлической опоры контактной подвески.

 

Более сохранившийся кусочек металлической опоры. 

     

 Остановка у перекрёстка с Верхней аллеей.

 

Остановочный пункт. Фрагмент опоры контактной подвески. 

     

 Несмотря на отсутствие трамвайного движения сигнализация работает.

 

Ремонтные работы на Тимирязевской улице на подъезде к главным зданиям Тимирязевки. 

 

25 августа 2007 года

 

     

 Трамвайные пути на Тимирязевской улице сняты. Вид в сторону Верхней аллеи / Пасечной улицы.

 

Впереди — дом 13 по улице Прянишникова, он же Лесной кабинет. Трамвайные пути поворачивают на запад. 

 

19 августа 2007 года.

     

Дом 13 порадовал нас 19 апреля 2008 года интересным знаком, который мы раньше не приметили, а ведь вывешен он на самом видном месте на фасаде.

   

 Поворот на улицу Прянишникова у дома 55 по Тимирязевской улице.

 

Предупреждение вагоно-вожатым об ограничении скорости у поворота на улицу Прянишникова. 

 

19 августа 2007 года.

 

 

Прощай, брусчатка!

 

Весна 2006 года. Тимирязевская улица радует разнообразием транспортных средств.

Фотографию предоставил D.J.

Сегодня ночью, с 15 на 16 мая 2008 года, перестал существовать последний мощеный участок путей трамвайного маршрута No.27. Об этом рано утром мне сообщил сегодня единомышленник по Интернету. Потом я поехала на работу и удостоверилась. Да, неровной, "разнокалибреной" брусчатки на перегоне между остановками "Магазин "Свет"" и "Префектура Северного округа" больше не существует. Слой старых камней срыт, скоро на этом месте появятся банальные цементные плитки. Еще один фрагмент истории трамвайных маршрутов Москвы меняется, его старый облик уходит в прошлое. Когда-то брусчаткой были замощены крупные участки трамвайных путей. Старые, 60-70-х годов, фотографии сохранили до нас облик поворотов около метро "Войковская", около 5-го учебного корпуса ("Фермы") Тимирязевки, на поворотах у префектуры Северного административного округа. Теперь всё это – только наша история, на которую агрессивно наступает наше время. Активно строится бетонная "башня" на месте фабрики Металлогалантереи во дворах на улице Вишневского, кладут плитку на поворотах у Префектуры, вместо восстановления разрушенной в 30-е годы церкви Петра и Павла в Тимирязевке срочно перестраивают под церковные нужды хозяйственную постройку на противоположной от разрушенной церкви стороне улицы...

Прощай, брусчатка, которая помнит еще старые трамваи, теперь нам говорят, что пришло время новых дорог из ровного асфальта или геометрически ровной плитки. Пусть говорят, а я – не верю. Не верю, что одинаковые серые плитки потом будут восприниматься нашими потомками как свидетели истории.

Скажу честно, мне сегодня очень грустно из-за этого, вроде бы незначительного переустройства на трамвайных путях... Хочется закончить свои соображения на эту тему фразой из песни Юрия Визбора: "...вот это жаль, вот это, право, очень жаль..."

 

Мария Панова

16.05.2008 г.

 

назадвперёд

 

Тимирязевская сельскохозяйственная академия и её окрестности

 

Page 1. Page 2. Page 3. Page 4. Page 5. Page 6. Page 7. Page 8. Page 9. Page 10. Page 11. Page 12.

 

Московский север

 

 

©

 

2

0

0

7

-

2

0

0

8

 

C

е

в

е

р

я

н

е

 

To the top of the page

 

Created by © De Noorderlingen, 2004, 23 April

© 2024-01-22 De Noorderlingen/Северяне