Московский север
Окрестности Тимирязевки:
на ближних и дальних подступах
★★★
Соломенная Сторожка и окрестности
Храм святителя
Николая у Соломенной сторожки, 1915 год.
Старый снимок имеет следующую подпись:
Церковь 675 пеш. Тульской дружины в Москве в Петровско-Разумовском у
Соломенной сторожки. Постр. по проекту Академика Ф. О. Шехтеля.
Иллюстрация из книги Северный округ Москвы / Книга
из серии "Энциклопедия московских селений"/Сост. и общ. ред. Е. Н. Мачульского.
— М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.
— С. 257.
|
***
Храм святителя Николая у Соломенной сторожки
Удобство сообщения привлекает в
Петровско-Разумовское массу гуляющих; на лето можно получить комнату в
близлежащем посёлке Соломенная Сторожка, также в значительной степени заселённой
круглый год. В ней интересный архитектурный памятник XX в. – деревянная церковь,
построенная арх. Шлехтелем, – одна из сравнительно удачных попыток
подражания древнему русскому стилю. Имеются кооперативы, ларьки; дома освещаются
электричеством.
Дачи и окрестности Москвы. – М., 1930. – С. 83.
Освящение церкви
состоялось 20 июля 1916 года. В
иконостасе находились ценные иконы
XVI и XVII веков. Царские врата, в
точности повторявшие Царские врата
Феодоровского государева собора в
Царском Селе, украшали иконы XVI
века.
Церковная комиссия
отдела Музеев Наркомпроса составила
в 1923 году следующее описание
церкви:
«Церковь построена
расположенной тут 675-й Тульской
пехотной дружиной при участии
местных обывателей, которые и
образовали приход. Освящена 20 июля
1916 года. Стоявший во главе дружины
А. А. Мозалевский постарался, чтобы
церковь имела древний облик,
пригласил архитектора Ф. О. Шехтеля
и собрал, главным образом покупкой в
магазинах, древние иконы. Шехтель
построил деревянную шатровую церковь
по образцу, выработанному Москвой,
но сохранившемуся почти
исключительно в северных губерниях.
Первое впечатление именно и есть,
что церковь похожа на северные. Она
обита тёсом, но шатёр не так высок,
как у северных. Но внимательное
рассмотрение указывает на допущенные
отступления. План церкви совсем не
похож на древнерусский, так как
правое и левое крыло совершенно
открыто внутрь, в связи с чем купол
и не мог стать закрытым посредством
ровного потолка, как на севере, и
оказался опирающимся как бы на
четыре столба. Трапезная оказалась
очень узким притвором, совсем не
просторным, хотя всё же нашлось
место для обыкновенных северных
прорезов с железными решётками.
Словом, внутри храм представляет
собой одно свободное пространство, а
солея оказалась темноватой, и
иконостас почти нигде не освещён.
Иконы, из которых состоит главный
иконостас и которыми обильно
снабжены боковые стены и простенки,
относятся к XVII веку, некоторые — к
концу XVI века. Особенно хороши
Царские врата XVI века. Столбики
между иконами в иконостасе –
расписные – под древнерусский
народный стиль. Вообще, во всей
обстановке ясно видно старание
сделать всё по-древнему: подсвечники
расписные, скамейки – с арочками под
сидениями; полочки с множеством икон
подвесные, из которых некоторые
восходят ко временам Елизаветы»
//
Цит. по: Вострышев М. И. Москва.
Большая иллюстрированная
энциклопедия: Москвоведение от А до
Я. – М.: Эксмо, Алгоритм; Харьков:
Око, 2007. – С. 199-200.
|
Храм закрыли в 1935 году и приспособили под
общежитие работниц райисполкома. Окончательно он был утрачен в 1968 году, когда
на его месте возвели 15-этажный жилой дом работников милиции.
В 1997 году храм, хотя и со значительными
расхождениями с авторским проектом Ф. О. Шехтеля, был воссоздан по проекту
архитектора А. Б. Борматова и под архитектурным надзором В. И. Якубени в
трёхстах метрах от его первоначального местонахождения. Его освятили 20 апреля
1997 года.
Вид на церковь с Ивановской улицы. |
|
|
|
|
|
Вид
на церковь и трамвайную остановку "Соломенная
сторожка". Фото начала XX века. Из фондов Музея
истории Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
Иллюстрация из книги
Северный округ Москвы / Книга из серии "Энциклопедия московских селений"/Сост. и
общ. ред. Е.Н. Мачульского. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — С.
143.
У входа в храм. На заднем плане видны чудовищные
небоскрёбы у станции метро "Тимирязевская".
От церкви до ул. Соломенной Сторожки примерно 750
метров по прямой.
26
августа 2006 года. |
|
|
|
На Ивановской улице
сохранились оригинальные старые постройки. Большая часть дач, располагавшихся в
этих краях, была снесена в 1960-70-е годы. В 1891 году посёлок Соломенная
сторожка насчитывал 300 дач. К началу XX века многие
дачи превратились в место постоянного жительства. Всего в посёлке проживало чуть
больше 2500 человек. После революции 1917 года большинство дач использовалось
под квартиры служащих Петровской (Тимирязевской) академии — в это время посёлок
уже находился в черте Москвы.
Источник:
Вострышев М. Москва. Большая иллюстрированная энциклопедия: Москвоведение от А
до Я. — М.: Эксмо, Алгоритм; Харьков: Око, 2007. — С. 592. |
|
|
|
Комментарий Марьи
20.10.2008 г.
Деревянный жилой дом за забором
— это дом, в котором жил
селекционер-генетик, действительный член ВАСХНИЛ П.И. Лисицын. Его основные
научные труды посвящены биологии и селекции красного клевера, но помимо этого им
выведены озимая рожь Лисицынская, овес Шатиловский 56, гречиха Богатырь, клевер
Среднерусский и другие сорта. Имя П.И. Лисицына носит селекционная станция
полевых культур, расположенная на ул. Прянишникова.
Вид на старый дом с
Ивановской улицы. |
|
|
|
|
|
Фрагмент фасада.
Хозяйственная
постройка во дворе дома. |
|
|
|
Подобные постройки украшают улицу Вучетича, которая сохранила непередаваемый
колорит Подмосковья, неожиданно ставшего Москвой. |
|
|
|
Табличка Мосэнерго с абонентским номером на одном из домиков. Надо сказать, что
почти на всех домах, выходящих на улицу Вучетича, сохранились круглые адресные
таблички, а также более поздние — пластмассовые с синими буквами и цифрами на
белом фоне. Причём первоначально дома числились по Тимирязевской улице, а
впоследствии, после появления 19 сентября 1975 года улицы Вучетича, были
отнесены к новой улице. В связи с этим некоторые дома до сих пор хранят двойную
нумерацию на табличках. |
|
|
|
|
|
Указатель с текстом "Вучетича 34" такой же, как и всё вокруг.
В разные годы отдельные части улицы Вучетича назывались: Старое
шоссе, Лесная просека, а в 1930-1975 гг. — 2-ой Астрадамский переулок.
Характерная для здешних мест постройка. По виду — банька. |
|
|
|
Близость к Тимирязевке подчёркивают огромные по сравнению с окружающими домиками
теплицы, расположенные к тому же на взгорке.
Комментарий Марьи 20.10.2008 г.
Тепличное хозяйство, расположенное рядом с дачным поселком на ул. Вучетича –
не академическое. Это территория Первого московского кадетского корпуса, а ранее
тут размещался детский дом No.8. Это было его подсобное хозяйство. Детское
учреждение на этом месте существовало с конца 30-х гг., когда на Старом шоссе
был устроен дом испанских детей, вывезенных в Советский Союз во время
Гражданской войны в Испании. Когда дети выросли и окончили учебу, это учебное
заведение перепрофилировали в детский дом. К территории кадетского корпуса
примыкает также территория быв. профилактория завода «Знамя Революции», также
имеющего подсобное хозяйство.
|
|
|
|
|
Дворовый
проезд между жилым сектором и теплицами.
Бревенчатый дом с заросшей мохом шиферной крышей. Фронтон с как бы срезанным сверху углом довольно типичен для частной застройки улицы Вучетича. |
|
|
|
|
|
Есть
здесь постройки своеобразного дизайна.
Ещё
один домик. |
|
|
|
|
|
Домик
неподалёку от дома-мастерской Вучетича.
Замечательный деревянный столб с изоляторами и проводами имеет вполне
работоспособный вид. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А это уже владения
скульптора Вучетича. На фотографии — голова скульптуры "Родина-мать", являющейся
центром монументальной композиции на Мамаевом кургане в Волгограде. |
|
Скульптура находится в плачевном состоянии. |
|
Продолжение темы
Мамаева кургана. |
|
Хозяйство скульптора Вучетича.
До
того, как "в гостях" у Вучетича успели побывать Северяне, туда заглянула Марья,
а поскольку тогда забора ещё не было, вид ей открылся более интересный.
12
мая 2006 года.
Фотографию прислала Марья 20.10.2008 г. |
|
|
|