Northern Moscow & The Beskudnikovo Branch LineBeskudnikovo StationSlobodka StationOtradnoye StationInstitute Puti StationDzerzhinskaya StationLosinoostrovskaya Station

 

History

Maps

Northern Moscow

Mail

22.01.2024  г.

 

 

Московский север

 

 

Бибирево

 

 

Бибирево (Биберово), местность на севере Москвы, на правом берегу р. Ольшанки. Соседствует на западе с Бескудниковом, на юго-востоке с Медведковом, на севере с Подушкином. Название — от бывшей деревни, известной с XVI в. До 1764 владение Вознесенского монастыря. С 1960 в черте Москвы. С конца 60-х гг. район массового жилищного строительства. Основные улицы: Алтуфьевское шоссе, Лескова, Плещеева, Коненкова, Мурановская. Станция метро "Бибирево".

 

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

© 2001 Russ Portal Company Ltd.

© Большая Российская энциклопедия"

Все права защищены

   

Бибирево располагалось на самом краю карты 1952 года.

Фрагмент плана Москвы издания Мосгоргеотреста Архитектурно-планировочного управления г. Москвы, съёмка 1951 г., издание 1952 г.

 

 

Бибирево на карте 1968 года (геоподоснова 1962-1964 гг.). Зелёный уголок слева вверху — Лианозово.

   

Для справки.

Село Бибирево возникло в начале 16 века и принадлежало Вознесенскому девичьему монастырю, основанному супругой Дмитрия Донского Великой княгиней Евдокией. В 1774 году село перешло в ведение Государственной коллегии экономии. На территории нынешнего района находились три села (Бибирево, Неклюдово и Алтуфьево) и две деревни (Подушкино и Юрлово).

Само же село Бибирево находилось на том месте, где возвышается храм Преподобного Сергия Радонежского. Он был освящен в 1894 году в благодарность Богу за избавления жителей села от холеры. В наши дни храм отреставрировали и сейчас он открыт для прихожан. В начале 19 в. в Бибирево появились кожевенный завод Рюля и кирпичный завод купчихи Прасковьи Гусевой.

В 1922 г. здесь была создана сельскохозяйственная артель, преобразованная в 1930-е гг. в колхоз "Красная нива"; там было несколько молочно-товарных ферм, свинарников, а позже появилось солидное парниковое хозяйство. В 1960 г. подмосковное Бибирево было включено в Дзержинский район Москвы; в 1967 г. оно становится частью Кировского района столицы. В 1991 г. часть этого района становится районом Бибирево, а часть районом Алтуфьевский.

В 1992 была открыта станция метро "Бибирево" Серпуховско-Тимирязевской линии. Над ее созданием работали: архитекторы В. А. Черемин, Л. Л. Борзенков. Выходы со станции по подземным переходам на улицы Плещеева, Бибиревская, Костромская. В настоящее время население района составляет более 150 тыс. человек.

На территории Бибирево, которая составляет почти 335 га, расположены две станции метро "Бибирево" и "Алтуфьево", кинотеатр "Будапешт", спортивно-оздоровительный комплекс "Кировский", гимназия, Московский гуманитарный институт им. Дашковой и Московская финансовая юридическая академия; рядом с метро "Бибирево" находится известный на всю Москву торговый комплекс "Миллион мелочей".

Всего в двадцати минутах езды от Бибирево расположены Клязьминское и Пироговское водохранилища; в Бибирево нет промышленных предприятий, поэтому его по праву можно назвать экологически чистым районом.

 

Приведённый выше текст когда-то располагался на сайте http://bibirevo.nm.ru, но теперь сайта нет, зато текст сохранился. Предположительно, 2005 год.

★★★

 

Храм преподобного Сергия в Бибиреве. Вид с Костромской улицы.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве,

вид с Костромской улицы,

14.08.2005 г.

 

***

 

Храм во имя преподобного Сергия

 

Табличка на старой церкви, 3 мая 2011 года.

 

 

Вид церкви преподобного Сергия с юга, 1967 год.

 

 

Вид храма с юго-запада, 1978 год.

 

 

Вид храма оттуда же, уже без главы и креста, 1984 год.

 

 

Вид с юга на Сергиевскую церковь и место рядом с нею, где стоял Благовещенский храм, 1984 год.

 

 

Церковь благовещенья Пресвятой Богородицы в Бибирёве, начало XX века.

Заметим попутно, что в книге "Москва : Все улицы, площади, бульвары, переулки" 2010 г. издания, откуда взята фотография, село названо не Бибирево, а Бибирёво, соответственно и улица там тоже Бибирёвская. Видимо, как Мнёвники, ошибочно именуемые Мневники.

 

Ниже мы приводим хорошую статью дьякона Ф. Соколова, опубликованную в "Московских церковных ведомостях" в 1894 году. Она даёт представление как о благовещенской церкви, так и о новом храме Сергия Радонежского.

 

 

История Благовещенского храма в с. Бибереве, Московского уезда

и построение нового во имя преподобного Сергия Радонежского.

 

Село Биберево находится в 10 верстах от Бутырской заставы и расположено на реке Алешинке. Село это и деревня-Слободка, составляющие приход Благовещенской, села Биберева, церкви в настоящее время, до 1764 г. с пустошами составляли вотчину московского девичьего Вознесенского монастыря, дарованную оному грамотами, которых было пять: 1585, 1594, 1604, 1613 и 1622 гг. Когда последовала решительная перемена в положении русских православных монастырей, отобрание в казну принадлежащих им недвижимых имуществ и введение монастырских штатов, — с. Биберево и деревня-Слободка перешли в ведомство коллегии экономии и составляли приход с. Биберева.

В 1585 году при царе Феодоре Иоанновиче (сыне Иоанна IV) во времена правления Бориса Годунова была построена и открыта в первый раз деревянная церковь во имя Благовещения Пр. Богородицы, которая в 1627 году была закрыта, а в 1629 году при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете вновь открыта. В царствование императрицы Анны Иоанновны иждивением игумении московского Вознесенского монастыря Евстолии Ивановны Лодыгиной, в 1732 году вместо ветхого храма был построен вчерне новый деревянный с таковою же колокольнею, — окончательно отделанный и освященный только в 1738 г. Причиной этой медлительности было то, что строительница игумения Евстолия, по доносу на нее монастырского стряпчего Горшкова, была привлечена к суду за растрату монастырских сумм и хлеба, за что с 1733 до 1735 года была удалена от управления монастырем и жила в Петербурге до окончания следствия; умерла в 1740 году. Насколько известно, она любила благолепие храмов; по ее почину построен каменный храм в 1731 г. в с. Купелицах Верейского уезда и ею же устроены в московском Вознесенском монастыре два придела: во имя Скорбящей Божией Матери и Успения и пожертвовано много разной церковной утвари.

Иконы в настоящем храме, как видно, остались из первоначального храма, потому что у икон, изображающих двунадесятые праздники и составляющие 2 ярус иконостаса все нижние части опилены и живопись поновлена. Прежние иконостас и царские двери находятся в притворе оного храма. Посреди иконостаса находится икона Знамения Божией Матери; по сторонам ее по три иконы с изображениями пророков, на царских дверях изображены свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст. На южной стороне храма против правого клироса в иконостасе над иконой во имя Господних праздников сохранилась надпись: «1738 года месяца Октября 2 день построен сей кивот (иконостас) в церковь Благовещения Пресв. Богородицы тщанием Вознесенского Девича Монастыря игумениею Евстолиею Ивановою Лодыгиной».

В храме есть особо чтимая явленная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца (июля 25 дня), которая находится позади левого клироса (вышина ея 7¼ верш. и ширина 6½ верш.) и вставлена в особую доску больших размеров в ризе, на которой вокруг иконы написаны 16 картин из жизни преп. Макария; в иконе находятся мощи преп. Макария. О ней в народе существует предание, что она явилась в начале XVII столетия в колодце, отстоящем в 2 верстах от села Биберева, близ межевой ямы трех селений: сёл Биберева, Алтуфьева и дер. Собуровой. Рассказывают, что когда св. икону пр. Макария по ея явлении взяли в Благовещенский храм села Биберева, то соседние приходы сёл: Алтуфьева и Медведкова изъявили желание взять св. икону — в свой храм, что и делали три раза; но каждый раз икона снова являлась в Благовещенском храме с. Биберева, где находится и по ныне. В воспоминание этого явления издавна ежегодно в 6-ю неделю по Пасхе «о слепом» при многочисленном стечении народа совершается крестный ход на кладезь — место явления иконы преп. Макария, где служится молебное пение преподобному и освящается вода в колодце. Говорят, что от сей иконы источаемы были многие исцеления. На оную икону, в память в Бозе почившей игумении московского Вознесенского монастыря Серафимы († 7 апр. 1893 г.) родными ея сестрами, монахинями того же монастыря Леонидой и Анастасией, заказана весьма ценная чеканная серебряная риза с эмалевыми украшениями и разделкой золотом по оной на фабрике Я. А. Борисова и металлический киот. В ризнице московского Вознесенского монастыря до 1863 г. была, а потом передана в московскую епархиальную библиотеку рукописная служба пр. Макарию Желтоводскому, на которой есть надпись: «дана монастырю в 1625 г. старицею княгинею Софиею Ивановою Голицыною». Можно предполагать, что служба сия писана для вотчины Вознесенского монастыря Благовещенской с. Биберева церкви.

Между иконами есть другая древняя икона писанная на полотне и наклеенная на доску с надписью на оной: «Прáзднуем священномученику Власию м̃ца (месяца) Февруария IĨ числа м̃чнкам (мученикам) Θλὼρу (Флору) и Лару августа 18, Великом̃чнце анастасии декабря 22 числа. Сей образ с̃ты̀й (святой) напи́сан вѝотчину Вознесенского дв̃ча (девичьего) м͆нтря (монастыря) села Бебирова: в 1766-м͆ году м͆ца апреля I͆ дня»; вверху над ликами святых посреди иконы другая надпись: «Образ пр. Богородицы утолимыя печаль празднуем м͆ца генваря 25 дня»; по сторонам Богоматери два архангела, Гавриил и Михаил с рипидами. Икона в медной высеребренной с позолоченными венцами получеканной ризе, внизу коей имеется надпись чекана: «Сей ω̃ (образ) сты̃ (святой) написан в вотчину вознесе дв̃ча м͆нтря села Бибирова цроковь благовещение пр. Бц͆ы 1766 году апреля 1 дня». Икона сия находится позади правого клироса. — (В этом абзаце пояснения в скобках даны Северянами.)

По левую сторону царских врат в иконостасе находится икона Казанской Божией Матери (вышина ея 1½ арш. и шир. 1¼ арш.). По белой наложенной сверх серебряной ризы фольге на голове сделаны украшения из разных многоцветных крупных каменьев и сибирского жемчуга с таковым же убрусом, с золочеными венцами и подвесным серебряным вызолоченным убрусом на Спасителе. 8 июля и 22 октября весь приход празднует и между прихожанами она почитается за чудотворную. Между утварью находится древняя оловянная дароносица в форме креста с сиянием и с изображением распятого Господа с таковым же к оной прибором: сосуды и евангелия XVIII столетия.

В 1776 году при означенной церкви числилось 32 двора с 72 душами, а спустя более ста лет в 1880 г. 50 двор. и 145 душ; все православные за исключением одной семьи, приписавшейся к селу в 1853 г. из деревни Мерклова, Серединской волости, Волоколамского уезда, которая и по сие время состоит в расколе, не имея вредного влияния на остальных прихожан. С 1776 г. причт при означенной церкви составляли: священник, дьячек и пономарь; пономарская вакансия часто была праздной, а с 1800 года до 1808 года была предоставлена малолетнему сыну приходского священника Дмитрию Ефимову 9 лет, который все означенное время учился в славяно-греко-латинской академии. С 1808 г. по 1820 г. никаких документов при означенном храме нет; вероятно за этот период времени она была приписана к одному из соседних приходов. С 1831 г. до 1851 года включительно должность дьячка и пономаря исправляли священники и диаконы г. Москвы запрещенные и находившиеся тут на подначалии по резолюциям Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета. В 1870 г. пономарская вакансия по бедности прихода упразднена; по штату 1888 года причт двухчленный.

По бедности и малочисленности прихода до 1882 года священноцерковнослужители пользовались ружным положением в количестве 85 рублей из Ростокинского волостного правления от прихожан с. Биберева и деревни-Слободки; с 25 сентября 1882 г. пособие увеличено до 120 р., которое и получается ежегодно. Заботами местного настоятеля, свящ. Сергия Соколова в 1887 году пожертвован капитал в 3500 р., для причта московским купеческим обществом на поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича; с этого капитала получается 166 руб. 25 к. % на нужды причта. *)

___________________

*) Кроме того свящ. Соколов, видя необходимую потребность в просвещении своего прихода, в 1882 году с разрешения епархиального начальства и инспектора народных училищ И. Ю. Некрасова († 26 января 1893 г.) открыл на свои средства в своем доме начальное народное училище для бесплатного обучения детей обоего пола, в котором и состоит законоучителем. В 1891 году им присоединены из иудейского к православному вероисповеданию три лица, за каковые заслуги по просвещению и заботы о нуждах причта и храма свящ. Соколов одновременно был награжден набедренником и Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 3-й степени.

Не можем умолчать и о других благотворителях ныне существующего Благовещенского храма. К таковым нужно отнести: храмосоздательницу настоящего храма игумению Евстолию (Ладыгину † 1740 г.), священника того же села Биберева Павла Троицкого († 1890 г.), (его заботами в 1859 году, вследствие заметного наклонения храма на северную сторону, с благословения Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, деревянное основание храма заменено каменным фундаментом), церковного ктитора, потомственного почетного гражданина г. Москвы С. Ф. Кузнецова, который на свои средства в 1880 и 1881 гг. возобновил храм извне и внутри, перестроил колокольню, пожертвовал серебряно-вызолоченые сосуды и пр., игумению Московского Вознесенского монастыря Серафиму († 7 апр. 1893 г.) пожертвовавшую шесть полных священнических облачений, из них два серебряной парчи, несколько шелковых пелен на аналогий и к св. иконам (одна из них вышита золотом. Кроме того по духовному завещанию ея поступили в оный храм иконы (поднесенные ей в день ея юбилея от Рождественского и Вознесенского монастырей, коими она управляла) Рождества Богородицы и преподобной Евфросинии, основательницы Вознесенского девичьего монастыря в Москве), благочинную того же монастыря монахиню Никандру, (ею в 1893 году пожертвован деревянный крест с изображением Распятого на оном и с предстоящими на голгофе, с большим высеребряным подсвечником к оному: «В память чудесного спасения Их Императорских Величеств при станции Борки К.-Х.-А. ж. д. 17 окт. 1888 г.») наконец местного настоятеля свящ. С. И. Соколова, стараниями которого промыта живопись и иконостас, местная Казанская икона Божией Матери вставлена в новый вызолоченый киот и над оной устроена ценная с золоченою резьбою сень, приведена в образцовый порядок ризница храма, приобретено и поновлено много церковной утвари и богослужебных книг. Деятельность свящ. Соколова этим не ограничивается; видя что храм, существующий более полутораста лет, хотя крепкий по виду, в непродолжительном времени потребует значительной ремонтировки, он изходатайствовал пред Епархиальным начальством разрешение на постройку нового каменного храма, во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца, по южную сторону ныне существующего храма. Разрешение было получено в знаменательный для жителей местного прихода день (13 июля). В 1873 году в июле месяце в местном приходе и прилегающих к нему окрестных селениях была повальная холера; в селе умирало ежедневно от 3-5 человек. В это время носили икону преподобного Сергия, написанную на гробовой дске (из Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры) в с. Дегутине того же уезда; крестьяне села Биберева, услыхав об оной святыне умилительно просили сопровождавших ее иеромонахов придти в их село; просьба крестьян была уважена и 13 июля, когда несли икону, совершилось нечто необыкновенное: несшие икону едва успевали только идти, она неслась как бы по воздуху, как рассказывают бывшие при сем. Когда служили посреди села молебен, больные в предсмертных судоргах и даже почерневшие выходили и выползали из своих домов; с этого дня прекратилась эпидемия в селе и более не возобновлялась и никто не умер от нея по молебствии даже из тяжко-страдавших. В знак милости Божией, явленной чрез угодника преподобного Сергия, прихожане в оный день 13 июля постановили ежегодно служить молебен преп. Сергию с водоосвящением и крестным ходом вокруг села, а в память оного чудесного события ими же приобретена икона преподобного Сергия Радонежского чудотворца. По этому же случаю и новопостроенный вчерне храм, разрешение постройки которого получено в этот же именно день, поставлено освятить во имя Преп. Сергия.

В день закладки храма 8 августа истекшего 1893 года по окончании Божественной литургии, которую совершал настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Рафаил соборне с благочинным свящ. (с. Мытищ) И. И. Воскресенским и местным свящ. С. И. Соколовым при диаконе Московского Вознесенского монастыря о. Соловьев при пении полного хора инокинь того же монастыря. Духовенство по окончании литургии с крестным ходом отправились на место закладки, где было отслужено молебствие с водоосвящением и совершен чин на закладку: место, где должен находиться престол, было окроплено св. водою, здесь водружен крест и в особый белый камень, на котором высечен крест, вложена медная доска с обозначением, когда, при ком и с чьего соизволения происходила закладка, с именами благотворителей, которые находились тут же. По окончании торжества игумениею Евгениею присутствующим был предложен обед в ея даче, находящейся в усадьбе того же села, построенной предместницей ея игумениею Серафимой и заведено обширное сельское хозяйство, которое в настоящее время служит подспорьем для монастыря. Игуменией же Евгенией в прошлом году рядом с дачей построен большой двухэтажный дом для поправления здоровья в летнее время монашествующим и тут же ея заботами разведен большой плодовый сад.

Главная забота и инициатива построения нового каменного храма принадлежит тому же местному свящ. Сергию Соколову: им приисканы благотворители, — в числе коих, как заслуживающих особого внимания, можем отметить: в Бозе почившую игумению Московск. Вознесенского монастыря Серафиму, давшую от себя на почин доброго и святого дела 2 серии и 1 билет Дворянского банка (300 р.), преемницу ея игумению Евгению и благочинную того же монастыря монахиню Никандру, которыми собрано между сестрами монастыря и их знакомыми (1 300 руб.); ими же найден благотворитель, который покрыл храм, и ими же заказан весьма ценный архитектурный иконостас у Хомякова. Благочинной монахиней Никандрой пожертвованы для нового храма серебряно вызолоченые сосуды. Иконы для иконостаса частию пожертвованы церковным ктитором Успенского собора в Москве Ф. Н. Плевако, а местные и двунадесяти праздников заказаны академику — Шокареву на средства игумении Евгении и известных ей благотворителей. Крест для храма заказан на фабрике Чумакова б. Крумбюгель. По ходатайству свящ. Соколова архитектором г. Москвы Ф. В. Рыбинским безмездно составлен план храма и ведены наблюдения за постройкой его. Кирпич был поставлен заводчиком В. П. Калининым, который кроме своевременно и добросовестно поставленного материала пожертвовал 1 000 руб. Постройку храма производил подрядчик М. А. Клинов, — кроме исправно выполненных работ по плану и условию он пожертвовал 400 р. Кроме того поступали пожертвования и от частных лиц: от семейства Вогау 400 руб.; А. И. Смирнова и Г. Ф. Кокушкина по 150 рублей, от А. П. Тихомирова 120 рублей, Н. Ф. Яковлева 50 р., от И. И. Синицына, И. И. Каптелина и многих других принесших свои лепты на построение храма. От прихожан села Биберева 30 руб. на построение ограды кроме того прихожанами с. Биберева и д. Слободки безвозмездно был возим песок во время постройки за несколько верст. Постройка храма вчерне окончена в октябре месяце и с лицевой южной стороны построена каменная ограда с большими св. воротами; храм без колокольни с двойным светом одноэтажный, денег же церковных израсходовано не более 6000 руб. и при этой скромной сумме расхода дело построения несомненно обязано и принадлежит свящ. того же села Биберева о. С. И. Соколову, благодаря его опытности и энергии. За свое бескорыстное, примерное служение храму Божию о. Соколов заслужил общую любовь и расположение прихожан, а игумения Евгения и благочинная монахиня Никандра вместе с другими благотворителями признательной благодарности.

В настоящее время средства благотворительности истощились, необходима новая помощь любителей благолепия храма Божия, для окончательной отделки оного; освящение предположено 5 июля или 25 сентября текущего года.

 

Диакон Ф. Соколов.

Московские церковные ведомости,

1894 г., No. 10, стр. 158-161.

 

 

Церковь преподобного Сергия во время реставрации, вид с юго-востока, 1990 год. 

Чёрно-белые фотографии взяты из книги П. Г. Паламарчука "Сорок сороков" издания 2005 г., кроме фотографии Благовещенской церкви из книги М. И. Вострышева "Москва : Все улицы, площади, бульвары, переулки", 2010 г.

 

 

***

 

Московская хроника

 

‑ 23 мая в селе Биберове, в 10 верстах от Москвы, происходило торжество поднятия св. креста на сооружаемый в этом селе каменный храм во имя преподобного Сергия. Литургию в существующем деревянном храме совершал священник Покровской общины сестер милосердия, свящ. Н. И. Соколов при хоре монахинь из Вознесенского монастыря, загородный дом которого находится в этом селе. Во время литургии настоятелем храма произнесено было соответствующее торжеству слово. По окончании литургии пред крестным ходом на кладезь, — место явления иконы пр. Макария Желтоводского, при пении хора: «Вознесыйся на крест волею…» величественно и плавно был поднят на канатах народом на храм и поставлен на нем крест, работы Чумакова, весом около 9 пудов, медный золоченый.

 

Московские церковные ведомости,

1894 г., 1894 г., No. 22, стр. 288.

 

 

***

 

Вид со стороны строящегося храма во имя Собора Московских святых в сторону Костромской улицы, 3 мая 2011 года. 

 

 

***

 

Московская хроника

 

‑ 21 августа, в селе Бибереве, находящемся в одиннадцати верстах от Бутырской заставы, было совершено торжественное освящение нового каменного храма во имя преподобного Сергия, игумена радонежского, сооруженного усердием настоятельницы и сестер Вознесенского монастыря, земля которого находится при этом селе, и других благотворителей. Храм этот был заложен на месте ветхого в прошлом году; он небольших размеров, об одной главе и сделан в византийском стиле. Внутри его помещен прекрасный о четырех ярусах вызолоченный иконостас; святые иконы художественной работы без риз. Возле правого клироса в особом киоте помещена точная копия с чудотворной иконы Богоматери «Скоропослушницы», пожертвованная накануне освящения этого храма одной из монахинь Вознесенского монастыря. Ценная церковная утварь, облачения и другие принадлежности ризницы пожертвованы из Вознесенского монастыря. Освящение храма и литургию совершал старший викарий московской митрополии, преосвященный епископ Нестор с двумя архимандритами, местным благочинным, духовенством из Вознесенского монастыря и настоятелем этого храма, свящ. Соколовым. Пел хор монахинь Вознесенской обители. За богослужением присутствовали: настоятельница Вознесенского монастыря игумения Евгения с сестрами и множество богомольцев, прибывших на торжество из Москвы и окрестных селений и дачных мест. После освящения престола был совершен крестный ход с св. мощами вокруг храма, которые затем были положены преосвященным Нестором в особый ковчег в основание св. престола. При окончании богослужения были провозглашены многолетия: Государю Императору и Его Августейшей Семье, Высокопреосвященнейшему митрополиту, преосвященному Нестору, настоятельнице Вознесенской обители игумении Евгении с сестрами и всем благоукрасителям храма.

 

Московские церковные ведомости,

1894 г., No. 35, стр. 439-440.

 

 

***

 

14 августа 2005 года. В начале славных дел. Плакат, судя по состоянию, был установлен здесь давненько. 24 июня 2017 года плакат всё ещё висел, хотя новый храм был уже возведён. 

 

 

 

***

 

Празднование в память явления иконы

преподобного Макария, чудотворца Желтоводского,

в селе Бибиреве, Московского уезда.

 

В селе Бебереве в неделю о слепом1 с давних пор совершалось празднование в память явления святой иконы преподобного Макария, чудотворца Желтоводского2, явившейся у кладезя на границе трех селений: Биберева, Алтуфьева и Медведкова3, куда после божественной литургии в этот день совершался крестный ход с иконой преподобного Макария. В нынешнем году это празднование было особенно торжественно. Всенощное бдение, литургию и крестный ход совершал преосвященнейший Анастасий4, епископ Серпуховский, в сослужении многаго духовенства. Торжество это в нынешнем году нужно было совершать мая 11 дня, но в этот день и мая 12 дня были в Москве торжества в честь св. Ермогена и торжество в с. Бибиреве было перенесено на неделю св. отец5, мая 18 дня.

Мая 17 дня, в 6 часов вечера, при колокольном звоне прибыл в с. Биберево преосвященнейший Анастасий; он совершил всенощное бдение в сослужении местных и. об. благочинного священника с. Останкина отца В. Городецкого6, священника с. Неклюдова о. Г. Руднева7, заштатного священника с. Биберева о. С. Соколова и местного настоятеля священника о. К. Митрофанова8. На всенощном бдении перед литией преосвященный Анастасий сказал народу поучение, после которого была совершена лития с крестным ходом, в преднесении иконы преподобного Макария, вокруг храма при тихой, ясной погоде, при громадном стечении народа, стоящего с возженными свечами и при стройном пении детских голосов: пели дети церковно-приходской школы Московского Вознесенского монастыря9. Всё это торжественное, небывалое в селе Бибиреве до сего времени служение, поистине навевало на каждого религиозное чувство. В храме преосвященный Анастасий закончил литию благословением хлебов. Помазание освященным елеем народа совершал сам преосвященный. По окончании всенощного бдения, в 10 ч. веч. при колокольном звоне преосвященный проследовал в дачный покой игумении Евгении, настоятельницы Московского Вознесенского монастыря10.

Мая 18 дня, к 9 часам утра, из сел Алтуфьева и Неклюдова в село Биберево прибыли крестные ходы со множеством народа.

В 9 часов утра встреченный собравшимся духовенством, в преднесении возженных свечей, с пением тропаря преподобному Макарию, при колокольном звоне преосвященный Анастасий проследовал в храм, где совершил божественную литургию, во время которой всем молящимся народом стройно пропеты были Символ веры и молитва Господня. Во время причастного стиха настоятелем храма о. К. Митрофановым8 было произнесено перед народом поучение, а после литургии поучение сказал преосвященный Анастасий, после чего был совершен крестный ход на место явления иконы преподобного Макария, отстоящего от храма в двух верстах3. На пути совершалось пение тропарей и догматиков всеми молящимися. На св. кладезе3 было совершено преосвященным Анастасием молебное пение с водоосвящением и чтением молитвы преподобному Макарию.

По возвращении крестного хода преосвященному Анастасию, духовенству и гостям, прибывшим из Москвы, была любезно предложена трапеза игуменией Евгенией, за что матушке и всем потрудившимся сестрам воздается благодарность. После трапезы преосвященный Анастасий проследовал в дом местного священника о. К. Митрофанова8. Восторженные крестьяне, собравшись около дома священника, в присутствии преосвященного стройно пропели несколько церковных песнопений. В 4 часа преосвященный Анастасий на пути в карету благословлял народ, с детьми которого вел разговоры, узнавая степень их религиозного развития, и около 5 часов вечера при колокольном звоне отбыл в Москву.

 

Священник К. Митрофанов8.

Московские церковные ведомости. — 1914. — (No.No. 14-26). — № 23. — С. 440-441.

   

Кладезь (отметка 150.3) на карте 1968 года.

___________________

Примечания Северян:

 
   

1 Неделя о слепом шестая неделя по Пасхе, обычно выпадает на середину мая.

2 По данным П. Паламарчука, икона первоначально хранилась в церкви Сергия Радонежского в селе Бибирево (Биберево). Ист.: Сорок сороков: В 4 т./ Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Т. 4. М., 2005. С. 43.

В настоящее время икона находится в ближайшей действующей (по состоянию на 1990-е годы) церкви Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Ист.: Сорок сороков: В 4 т./ Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Т. 4. М., 1995. С. 23, 26.

3 См. карту северная граница Лианозовского питомника вблизи 86-го км МКАД.

Святой источник с надкладезной часовней преподобного Макария Желтоводского и Унженского, построенной в 1996 г.(?), расположен на берегу Самотёки (Самотышки) вблизи Алтуфьевского кладбища на территории Лианозовского питомника, 86-й км МКАД. Часовня приписана к церкви Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьево на речке Самотышке.

4 Анастасий (Грибановский). — Ист.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анастасий_(Грибановский).

5 Неделя святых отцов — седьмая неделя по Пасхе.

6 Городецкий Василий Ефимович, протоиерей церкви Троицы Живоначальной с. Останкино Московского уезда. В 1919 г. ко дню Святой Пасхи за труды по Епархиальному Ведомству был награжден палицею. — Ист.: Список священно-церковно-служителей Московской епархии, награжденных за труды по Епархиальному Ведомству ко дню Святой Пасхи сего 1919 года. // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 306. Л. 1 — 2 об. — Цит. по: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru /media/priestdb/materialattachment/attachment/87/1c/871cf866-6706-4836-8ec7-08ded33eed50.pdf.

7 Руднев Григорий Иванович, протоиерей церкви Владимирской иконы Божией Матери с. Неклюдово Московского уезда. В 1919 г. ко дню Святой Пасхи за труды по Епархиальному Ведомству был награжден палицею. Ист.: Список священно-церковно-служителей Московской епархии, награжденных за труды по Епархиальному Ведомству ко дню Святой Пасхи сего 1919 года. // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 306. Л. 1 2 об. Цит. по: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru / media/priestdb/materialattachment /attachment/87/1c/871cf866-6706-4836-8ec7-08ded33eed50.pdf.

8 Митрофанов Константин Михайлович, местный настоятель с. Бибирева (церковь не указана), числится репрессированным, подробностей осуждения нет. — Ист.: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans, поиск по Ф. И. О.

9, 10 Подворье в с. Бибирево принадлежало Московскому (Кремлевскому) Вознесенскому монастырю и, вероятнее всего, включало обе церкви — и Благовещения, и Сергия Радонежского. До революции монастырская община на подворье в д. Бибирево состояла из 25 человек. В 1918 г. подворье было ликвидировано, монахини создали сельхозартель, которая просуществовала до 1927 г. Монахини образовали артель по пошиву одеял, которая была закрыта в 1935 г. Монахини помогали о. Алексею (Жданову) в уборке и украшении церкви, на службах. Бибиревская сельхозартель служила убежищем для бежавших из ссылок священников и монахинь. Сам о. Алексей (Жданов) числится расстрелянным в 1938 г. на Бутовском полигоне по групповому «делу насельниц Кремлевского Вознесенского монастыря». Реабилитирован 22 ноября 1957 г. Ист.: http://martyrs.pstbi.ru/ bin /code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans, поиск по Ф. И. О. Жданов Алексей Алексеевич.

Игумения Евгения (в миру Екатерина Алексеевна Виноградова) (1837-1922?) была последней настоятельницей Московского Вознесенского монастыря с 1893 по 1922 гг. Сведений за годы после закрытия Вознесенского монастыря найти пока не удалось. Ист.: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Вознесенский_монастырь_(Москва).

 

вперёд

 

Бибирево

 

Page 1. Page 2. Page 3. Page 4.

 

Московский север

 

 

©

 

2

0

0

4

-

2

0

2

3

 

C

е

в

е

р

я

н

е

 

To the top of the page

 

Created by © De Noorderlingen, 2004, 23 April

© 2024-01-22 De Noorderlingen/Северяне