Northern Moscow & The Beskudnikovo Branch LineBeskudnikovo StationSlobodka StationOtradnoye StationInstitute Puti StationDzerzhinskaya StationLosinoostrovskaya Station

 

History

Maps

Northern Moscow

Mail

22.01.2024  г.

 

 

Московский север

 

★★★

 

Северный обозреватель

 

 

Они сражались за Родину

 

21-я батарея 176 зенитно-артиллерийского полка

защищала Бескудниковскую ветку

 

Памятник павшим в Великой отечественной войне.

Главный вход ЦНИИС, справа.

 

Утро 22 июня 1941 г. встретило боевой тревогой.

На нашу Родину напала фашистская Германия.

<...>

Своим ходом личный состав полка с боевой техникой, не заезжая в военные городки, занял огневые позиции, согласно предусмотренному планом развертывания военного времени.

Двадцать пять батарей полка заняли северный сектор обороны воздушных рубежей столицы. Сто орудийных стволов устремились в московское небо.

Полк прикрывал от воздушного противника районы нынешних Дегунино, Лианозово, Фуниково, Медведково, Бабушкина, Лося, Северянина, Яузы, Мытищ и Подлипок (ныне город Королев), где были расположены важные промышленные объекты столицы и области, железнодорожные коммуникации ст. Лосиноостровской с ее сортировочной горкой, паровозным и вагонным депо.

Кроме этого, в штате полка состоял прожекторный батальон, световые поля которого находились в этом же секторе. Батальон имел задачу обнаруживать и освещать воздушные цели в ночное время. Командные пункты прожекторных рот располагались в непосредственной близости от командных пунктов дивизионов. Роты прожекторного батальона развернули свою технику: прожектора и звукоулавливатели. Полк укомплектовался рядовым и командным составами по штатам военного времени. Прибывали мобилизованные резервисты. Как правило, это были жители Москвы и Подмосковья.

Усиленно оборудовались огневые позиции, строились землянки, "зарывалась" техника. Шла напряженная учеба. Нужно было обучить боевой работе людей, пришедших из запаса. Вчерашние слесари и строители начали осваивать специальности заряжающих и разведчиков, прибористов и наводчиков.

Война предъявила высокие физические и моральные требования к людям, надевшим солдатские шинели. На помощь военным приходили жители ближайших поселков, женщины и дети, они просили "дать им задание".

Иногда их приходило так много, что не хватало лопат для земляных работ.

Командиры, партийные организации, военные комиссары проводили работу по мобилизации личного состава на защиту Родины, на отпор врагу.

Росли ряды партии и комсомола. Люди в дни наивысшей опасности для Родины связывали свою судьбу с судьбой Отечества. Люди преобразились. Как никогда поднялось чувство долга. Каждый приказ выполняли безоговорочно, с большим рвением. Никаких жалоб, никаких нарушений дисциплины.

В короткие сроки складывался, срабатывался командный коллектив полка. Полком командовал опытный артиллерист, закончивший артиллерийскую академию, майор Кравцов Анатолий Евстигнеевич. Комиссаром полка был батальонный комиссар Николай Николаевич Анкудинов, начальником штаба - капитан Александр Мартынович Анохин. Командиры дивизионов капитаны: Новиков Михаил Степанович, Люморев (его сменил Тельнов), Герц (его сменил Лычев Федор Михайлович), Басов Иван Сидорович и Максимов Василий Максимович. Командир прожекторного батальона - Либман Яков Маркович.

Начальником тыла полка был интендант 3-го ранга Фетисов Алексей Николаевич, в его подчинении были службы тыла.

Следует сказать о командирах батарей и рот: это лейтенанты Турукало, Лопатин, Грачев, Резаков, Погорецкий, Мальцев, Шелестов, Гамаюнов, Дмитриш, Федукин, Нарыжный, Егоров, Филинов, Федоринин, Сизиков, Макаренко, Токарев, Золотарев и Палкин; младшие лейтенанты Мартиросян, Кулеченко, Кормачков; старший лейтенант Волобуев; политрук Малков. В предвоенное время полк значительно пополнился выпускниками артиллерийских училищ. Однако нехватка кадров ощущалась и порой давала себя знать. Поэтому иногда командирами батарей назначались выпускники курсов младших лейтенантов.

Большую роль играл политический состав (комиссары) батарей и дивизионов. Среди них были очень сильные личности: Михаил Абрамович Врубель, Копин, Василий Денисович Терехов, С. К. Козылов, П. Ушнурцев, Букреев, Баглаев, И. М.(?) Волков и другие.

Отвечали всем требованиям и младшие командиры, которые были подготовлены полковой школой в 1940 и 1941 гг. Многие из них впоследствии получили офицерские звания. В полку сложилась большая группа инженерно-технического состава, которая вполне обеспечивала техническое состояние вооружения и автотранспорта.

Службу артиллерийского вооружения полка возглавлял воентехник 1 ранга Сергей Михайлович Смазнов, а техническую часть (автослужбу) - интендант 3 ранга Василий Михайлович Панков.

Начались боевые дежурства. Воины ждали врага. Ждали днем и ночью. В воздухе царила зловещая тишина. И она разорвалась командой "Положение No. 1". Это была боевая тревога.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 г. немецко-фашистская авиация предприняла первый массированный налет на Москву. В нем участвовало до 250 самолетов- бомбардировщиков Ю-88, Хе-111 и Д-215, стартовавших с аэродромов Бреста, Барановичей, Минска и Бобруйска. Самолеты четырьмя последовательными эшелонами с северо-западного, западного и юго-западного направлений вторглись в воздушное пространство Московской зоны ПВО.

В 22.05 была объявлена воздушная тревога. Налет продолжался до 3 ч. 25 минут 22 июля, т.е. около пяти часов.

В этом бою средствами ПВО столицы было уничтожено 22 самолета противника: 12 - истребительной авиацией и 10 - зенитной артиллерией.

Этот бой принес успех 176 Зенитному Артиллерийскому полку. Он показал высокую боеготовность и выучку. Так, 1 батарея полка под командованием лейтенанта Алексея Турукало в этом бою сбила два самолета противника. Вот как описан этот бой в книге воспоминаний батарейцев:  "Стремительно пересекая московское небо, темноту ночи пронзили снопы лучей зенитных прожекторов, то здесь, то там хватая в свои клещи вражеских стервятников. Один из освещенных бомбардировщиков шел с северо-запада на нашу батарею и уже приближался к зоне огня. Секунды промедления, и стервятник может уйти от огня батареи. Этого допустить нельзя, именно здесь враг должен найти свою гибель! - так думал каждый из нас. "Цель поймана... Высота две тысячи двести!" - доложил во весь голос командир дальномерного отделения Леонид Семенов, прибор которого стоял в некотором отдалении от батарейного командного пункта.

"Цель поймана! Цель поймана!" - доложили почти одновременно наводчики ПУАЗО Рудольф Нейштадт и Николай Ефимов. Четко работают совмещающие по азимуту и по углу возвышения Николай Королев и Василий Ефремов.

По данным прибора поворачиваются в сторону противника с точным возвышением орудия всех четырех расчетов. Ими командуют сержант Иван Пономарев, Алексей Мельник, Сергей Троицкий и Иван Кошевский, командир приборного отделения - младший сержант Давид Шапиро. Они и их расчеты много потрудились, осваивая ратное солдатское дело.

И вот теперь плавно и точно прибор ведет вражеский самолет, а орудия столь же плавно и синхронно наводятся на вражеского стервятника.

"По самолету противника... - прозвучала громкая команда лейтенанта Турукало, - огонь!". Раздался залп, за ним второй, третий.

Огонь был метким, вражеский бомбардировщик задымил и пошел к земле. На батарею посыпались осветительные и фугасные бомбы, но расчеты продолжали вести огонь, и через несколько минут второй бомбардировщик разделил участь первого ".

Приказом Народного Комиссара обороны тов. Сталина No. 241 объявлена благодарность всем, лично принявшим участие в ночном бою с воздушным врагом, а командир батареи лейтенант Алексей Турукало был удостоен ордена Ленина, командир приборного отделения младший сержант Давид Шапиро был награжден орденом Красного Знамени, а комиссар батареи младший политрук Иван Аксен - орденом Красной Звезды.

 

Командир 176 ЗАП подполковник А.Е. Кравцов (фото с сайта http://schoolmuz.narod.ru).

Подполковник А. Е. Кравцов,

командир 176 ЗАП.

Фотография с сайта http://schoolmuz.narod.ru.

 

Из рук председателя Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина герои боя получили свои награды.

Противник, не достигнув цели и понеся большие потери, на следующий день сменил свою тактику. Самолеты поднимались на высоту до 7 тысяч метров. Налет производился более мелкими группами с интервалом 10-15 минут с использованием большого количества осветительных и зажигательных бомб, что обеспечивает точность бомбометания.

В течение ближайших трех с половиной недель было зафиксировано 17 ночных налетов с участием 2400 самолетов. К Москве прорвались лишь 50 бомбардировщиков. За это время было уничтожено порядка 10% самолетов от принимавших участие в налетах.

Продолжая отражать налеты противника, артиллеристы-зенитчики с августа перешли на новый способ ведения заградительного огня, основанного на постановке огневых завес на пути движения вражеских самолетов, что позволило создать 12-18-слойный огонь на 3-х линиях завес. Это еще более укрепило оборону столицы.

Используя ряд преимуществ и превосходя Советскую Армию в самолетах и танках, враг продолжал двигаться по территории нашей Родины. Для борьбы с танками в армии не хватало артиллерии, способной пробивать броню танков противника.

Однако наши 76 и 85 мм зенитные пушки, обладая большой начальной скоростью снаряда, были способны пробивать броню любых танков. Поэтому на базе зенитной артиллерии формировались противотанковые полки.

Так, из личного состава полка был сформирован 861 противотанковый полк, командиром которого был назначен командир 4-го дивизиона капитан Басов. Полк принял боевое крещение в боях под Смоленском. Однако в первых боях допустил ряд ошибок. Впоследствии, переформированный в бригаду, полк неоднократно отличался, был удостоен гвардейского звания, а командир бригады получил звание Героя Советского Союза и генерала.

 

История 176 З.А.П.//Сайт школьного музея 176 З.А.П. - 2003.

 

 

Игорь Александрович Волков

 

Игорь Александрович Волков (фото с сайта Сибирского отделения РАН).

Игорь Александрович Волков.

Фото с сайта Сибирского отделения РАН.

Родился 15 февраля 1922 г. С осени 1940 г. — рядовой 176 зенитного артиллерийского полка ПВО, переименованного затем в 51 зенитную артиллерийскую дивизию (Подмосковье). Участник военного парада 1 мая 1941 г. в Москве. Затем — военные лагеря (ст. Петушки, близ г. Иваново-Вознесенска).

22 июня 1941 г. 21-я батарея 176 зенитного артполка заняла огневую позицию близ станции Лосиноостровская, в районе железнодорожного моста через Яузу и в течение всей войны охраняла воздушное пространство на подходах к Москве. 22 июля 1941 г. участвовал в отражении первого налета немецкой авиации на столицу в качестве наводчика прибора управления артиллерийско-зенитным огнем и в составе орудийного расчета. Налеты немецкой авиации продолжались зимой и летом 1942 г., в 1943–1944 гг. стали редкими. В 1945 г. заочно окончил 1 курс геологического факультета МГУ. Осенью 1946 г. демобилизован в звании старшего сержанта.

1946–1950 гг. — студент геологического факультета Ленинградского университета. 1950–1960 гг. — аспирант, младший научный сотрудник лаборатории аэрометодов АН СССР (г. Ленинград). 1954 г. — защитил кандидатскую диссертацию.

С 1960 г. — старший, ведущий научный сотрудник Института, доктор геолого-минералогических наук.

Награды: орден Отечественной войны II степени, медали  "За оборону Москвы ",  "За победу над Германией ",  "Ветеран труда ", юбилейные; знак  "Отличный артиллерист ".

 

Они сражались за Родину// Сибирское отделение Российской академии наук

(сайт http://www.uiggm.nsc.ru/ по состоянию на 07.01.2023 г. недоступен)

 

 

Мемориальная доска на фасаде бывшего Профессионального лицея торговли и малого бизнеса (ныне — Колледж предпринимательства).

Фотография Якова Лепкова, 2011 г.

 

***

 

Историю Бескудниковской железной дороги см. в разделе "Историческая справка".

 

Взрыв на станции Лосиноостровская в 1941 году

 

назадвперёд

 

Северный обозреватель

 

Page 1. Page 2. Page 3. Page 4. Page 5. Page 6. Page 7. Page 8.

 

 

 

©

 

2

0

0

4

-

2

0

2

3

 

C

е

в

е

р

я

н

е

 

Up

 

Created by © De Noorderlingen, 2004, 23 April

© 2024-01-22 De Noorderlingen/Северяне