Московский север
Лианозово
★★★
Лианозовская галерея Оскара Рабина
Оскар Рабин перед
домом
в Черкизове, где
он жил, 1969 г.
Фото Игоря
Пальмина. |
|
У мусорного бака,
У стока мутных рек
Голодный как собака
Оборвыш — человек.
Внизу огромный город —
Исчадье зол и бед.
Томит беднягу голод,
Ему спасенья нет.
Евгений Кропивницкий
|
Буквально за три года (2012-2015), как справедливо
заметил один великий русский философ, в деле преодоления советчины
совершено гораздо больше, чем за последние тридцать лет. Несмотря на
культивируемый псевдосовок, настоящий совок стремительно, набирая
скорость по ходу пьесы, уходит в прошлое. Туда же уходят
антисоветчки, паразитировавшие на совке: всё это альтернативное и
авангардное искусство, всевозможная диссидентская писанина, бывшие
интересными разве что членам космополитического междусобойчика и
специально обученным людям из специальных служб, окончательно теряют
свою более чем скромную аудиторию и скоро совсем исчезнут из поля
зрения тех, кто придёт после нас. И лет через двадцать-тридцать
русские историки, извлекая из архивов странные поделки альтернативно
одарённых творцов, будут дивиться и пожимать плечами: что это было?
Но пока ещё относительно свежа память, вспомним о
неформальном объединении художников и людей искусства, известном как
Лианозовская группа, одним из ярких представителей (как написали
бюрократы от искусства) которой Был Оскар Рабин.
|
Весной 2007 года Северяне
вознамерились посетить выставку Лианозовской группы, организованную
Пушкинским музеем, однако, краем глаза сквозь открытые двери
взглянув на
выставленные картины, как-то передумали, и купили со скидкой тут же,
в предбаннике, большой художественный альбом Оскара Рабина, прилично
сэкономив на билетах и раздумывая о планах на ближайшее будущее, как с
этим альбомом обойтись. Ближайшее будущее наступило через восемь лет, а
в альбоме оказалось весьма немало Лианозова, ради которого всё и
затевалось, однако слишком много медоточивого искусствоведения, много
восторгов, но не было сочувствия к художнику. И это при том, что для
Рабина Лианозово — это буквально всё, ибо без Лианозова Рабина нет,
поэтому он постоянно возвращается в своих работах к Лианозову. Возможно,
у каждого есть период жизни и места, куда он хотел бы вернуться
навсегда, и почему-то кажется, будь у Рабина такая возможность, он бы
вернулся в те странные годы, в такое любимое им Лианозово. |
★★★
|
|
|
Альбом репродукций Оскара Рабина, приобретённый
Северянами в 2007 году в Отделе личных коллекций Государственного
музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Теперь картины Рабина не производят такого унылого
впечатления, хотя контекст, в котором они создавались, приобрёл
гораздо более резкие и жестокие черты. Просыпаясь утром и выглядывая
в окно, за которым — всё тот же барак и помойка
No. 8, лужи и грязь, а потом, садясь в прокуренную электричку
и наблюдая медленно проплывающую мимо в никуда промзону, чтобы потом
встретиться с заключёнными, которыми предстоит командовать, невольно
загрустишь о чём-то непонятном. Это к вопросу о роли социальной
среды, в которой формировались художественные и политические взгляды
художника.
Итак, небольшая коллекция работ Оскара Рабина.
|
★★★
Игра или драка? 1957.
Это
рисунок, сделанный на обороте картины
"Лев", когда Оскар Яковлевич пытался
выглядеть весёлым, продвигая свои
иллюстрации для детских книг, чтобы было
на что жить в этой прекрасной солнечной
стране. |
|
|
|
Коты перед бараком. 1958. |
|
|
|
Нефтелавка. Обед. 1959. |
|
|
|
Барак с луной. 1959. |
|
|
|
Любка-дура. 1961.
|
|
|
|
Барак с нарисованной фигуркой. 1961. |
|
|
|
Бутылки, бараки и кран №2. 1962. |
|
|
|
Притча о серебряном рубле. 1962. |
|
|
|
Моя жена. Портрет Валентины Кропивницкой. 1964. |
|
|
|
|
Рубль. 1964. |
|
|
Натюрморт с лампочкой, бутылкой и стаканом. 1964. |
|
|
|
Лианозово 13. 1962. |
|
|
|
|
Madonna and Lianozovo. 1963. |
|
|
|
Лита Лианозовская. 1963. |
|
|
Похороны барака. 1965. |
|
|
|
|
Паспорт. 1964.
Текст на печати:
Управление милиции УМВД Московской области Р.С.Ф.С.Р.
Лианозовское отделение милиции. Поселковый совет.
Краснополянский район 1964.
В 1964 году Лианозово уже было включено в черту Москвы, но паспорта,
как видим, пока что выдавались областными органами власти. В 1972
году художник напишет новую версию картины, где отделению милиции он
присвоит имя Льва Толстого. |
|
|
Иисус Пермский в Лианозово. 1966.
Есть от чего прийти в ужас — окружающая
действительность располагает. |
|
|
|
Кладбище в Лианозово.
1994. |
|
|
|
Барак в
Лианозове с птицами. 1996. |
|
|
|
Лианозово. 1999. |
|
|
|
Похороны барака. 2001. |
|
|
|
Берегись поезда. 2005. |
|
|
|
Воспоминание о Лианозово. 2008. |
|
|
|