Бескудниковская ветка: железная дорога Бескудниково - Лосиноостровская. The Railway Lost. Artefacts&Evidences. Home Page.

History

Maps

Northern Moscow: Sentimentality & Nostalgy

Email

Beskudnikovo Slobodka Otradnoe Institute for Rail Transport Dzerzhinskaya Losinoostrovskaya

12.03.2017 г.

 

Лирические отступления

 

 

Владыкино - Отрадное

 

★★★

 

Богоявленский пруд

 

В продолжение и развитие исторического экскурса стоит упомянуть Богоявленский пруд, весьма подробное описание которого весной 2007 года дала Северянка.

Прежде всего, надо уточнить координаты Богоявленского пруда. С севера он ограничен детским садом No. 1587 (Алтуфьевское шоссе дом 11 корпус 4) и жилой многоэтажкой по адресу: Алтуфьевское шоссе дом 11 корпус 3, на юге граничит с авторемонтной базой в Нововладыкинском проезде. По ссылке на карту Google получаем вид местности сверху ("Т"-образное здание слева - это детский сад, "S"-образное здание справа - это жилой дом 11 корпус 3). В середине пруда южнее дома 11 корпус 2 ясно виден либо островок, либо отмель.

А теперь - цитата. "Вдоль Лихоборки поворачиваем вправо, пересекаем ручей (весной непроходим) и выходим в село Владыкино. Здесь Лихоборка запружена, и у плотины на Богоявленском пруду (есть лодки) стоит простая деревенская мельница."1

 

Село Владыкино и Богоявленский пруд на Плане города Москвы с пригородами

(издание Т-ва С.А. Суворина "Новое время"), начало XX века.

Место, узнаваемое до сих пор.

 

И ещё одна цитата.

"Одним из древнейших селений на территории этого района столицы являлось село Владыкино. Хотя в сохранившихся источниках оно впервые упоминается лишь в 1511 г., у нас есть возможность предположить, что оно существовало по крайней мере уже двумя столетиями раньше. Тот факт, что до середины XVII в. Владыкино именовалось Вельяминовом, позволяет предположить, что в XIV в. здесь находилась обширная вотчина бояр Вельяминовых, долгое время занимавших важнейший пост московских тысяцких.

Впоследствии село перешло во владение московского Богоявленского монастыря, являвшегося родовым богомольем представителей этого рода. Судя по писцовой книге 1584 г., в селе находились церковь Николая Чудотворца, стоявшая "без пения", монастырский и челядинный дворы и 3 крестьянских двора.

В годы Смуты начала XVII в. храм был уничтожен. У монастыря не хватало средств для восстановления своего имения, и с 1624 г. Вельяминово значилось вотчиной боярина князя Ивана Ивановича Шуйского. По описанию этого года в селе отмечены двор вотчинника, в котором жили "деловые" люди, два крестьянских и четыре бобыльских двора с 16 душами мужского пола. Около 1627 г. И. И. Шуйский построил в селе деревянную церковь Рождества Богородицы.

Иван Иванович Шуйский скончался в 1638 г., а вместе с ним пресекся и его род. По духовному завещанию владельца Вельяминово вновь отошло к Богоявленскому монастырю. По описанию 1646 г., здесь отмечены монастырский двор, 4 крестьянских и 1 бобыльский двор, где проживало 10 человек.

Однако обитель владела Вельяминовом очень недолго. Это владение приглянулось всесильному патриарху Никону. В 1653 г. архимандрит Богоявленского монастыря променял Вельяминово вместе с соседней деревней Марфино на два села в Московском и Коломенском уездах. Патриарх решил устроить здесь свою загородную резиденцию и для начала переименовал Вельяминово во Владыкино (от слова "владыка").

 

Элитному району - элитное жильё!

Старинное село переживает очередное рождение. На окраине Ново-Владыкина на месте советской промзоны у соединительной ветви между Окружной и Савёловской дорогами возводится жилой комплекс.

Вид со стороны гаражей у соединительной ветки. 12 марта 2017 года.

 

Уже в следующем году Никон возводит здесь церковь во имя Иверской иконы Божией матери и сам освящает её 9 апреля 1654 г. в присутствии царя Алексея Михайловича. При выборе посвящения храма, вероятно, немаловажную роль сыграло особое покровительство Никона в бытность его новгородским митрополитом Иверскому монастырю, находившемуся неподалёку от Новгорода.

Однако деятельность честолюбивого Никона, пытавшегося поставить светскую власть под опеку духовной, не была успешной. И хотя в итоге он был лишён патриаршего сана, Владыкино продолжало оставаться домовым селом московских патриархов. По описанию 1678 г., во Владыкине отмечены "становой" двор патриарха, в котором жили посельский старец и приказчик, дворы: скотный, конюшенный, земского дьячка, садовника, мельника и 11 крестьянских и бобыльских дворов. К селу "тянула" деревня Лихоборка из 15 дворов. Всего с имения в патриаршую казну шло ежегодно 8 с небольшим рублей дохода.

Но патриархи и не стремились сделать из Владыкина доходного имения. Главным предназначением села было размещение в нём официальной загородной резиденции. <...> Бывал здесь и юный Пётр (патриаршие документы зафиксировали его пребывание во Владыкине 19 мая 1690 г.).

Однако после смерти патриарха Адриана Пётр I не стал назначать его преемника и упразднил патриаршество. Как следствие этого, Владыкино начинает постепенно терять блеск загородной патриаршей резиденции. По описанию 1704 г., здесь числились лишь 16 крестьянских дворов и двор земского дьячка.

<...>

В 1859 г. иждивением московского купца Гавриила Матвеевича Толоконникова, державшего во Владыкине воскоотбельный завод, во Владыкине была построена новая церковь, сменившая старый храм. Впрочем, он оставался по-прежнему стоять на другом берегу Лихоборки, пока не был окончательно разобран в 1934 г. Новый же храм продолжал действовать все годы советской власти.

Развитие дачного промысла привело к тому, что рядом с Владыкином стал расти отдельный дачный посёлок, получивший название Новое Владыкино. К концу XIX в. в нём насчитывалось 8 домов и около 40 временных жителей. <...>

В самой же деревне в 1860-е годы появилась общественная харчевня, а позже трактир, обслуживавшие небогатых дачников. Тогда же, в конце 1860-х годов, возле церковной ограды открылось церковно-приходское училище. Оно стояло на том самом месте, где когда-то был загородный дом патриарха. По соседству с ним на месте бывшей патриаршей церкви высилась небольшая часовенка.

<...>

После революции во Владыкине, по данным переписи 1926 г., проживало 803 человека. Позднее здесь был создан колхоз, занимавшийся молочным животноводством, выращиванием овощей и ягод. Ещё до войны была построена теплица - первая в районе. Владыкинский колхоз славился урожаями и был одним из лучших в Краснополянском районе Московской области. Село было довольно благоустроенным - ещё до Великой Отечественной войны тут провели электричество, имелись два магазина, телефоны-автоматы для связи с Москвой.

Позднее, в эпоху бездумного соединения сельских хозяйств в огромные слабоуправляемые предприятия, владыкинский колхоз был влит в совхоз "Отрадное". Но к тому времени многие владыкинцы уже работали не на земле, а на различных московских предприятиях и в учреждениях.

В 1960 г. Владыкино вошло в черту Москвы. Окончательно прежний быт и строй деревенской жизни были разрушены в 1970-е годы, когда здесь началась массовая жилищная застройка."2

Итак. Из текста вытекает, что, во-первых, на берегу Богоявленского пруда, на месте детского сада No. 1587 и жилых домов 11 корпуса 2 и 3 по Алтуфьевскому шоссе (то есть не на месте нынешней церкви, а на противоположном, левом берегу Лихоборки) по крайней мере с 1654 по 1934 гг. находилась старая деревянная церковь (сначала - Николая Чудотворца, а после уничтожения этого храма - также деревянная, церковь Рождества Богородицы). Там же по крайней мере с 1654 по 1736 гг. находилось и само загородное имение патриархов.

 

Табличка на владыкинской церкви.

Фотография сделана 12 марта 2017 года.

 

Во-вторых, новый храм на нынешнем своём месте был построен только в 1859 г. - не исключено, что это был своеобразный маркетинговый ход устроителя церкви, владельца воскоотбельного завода купца Толоконникова. Если учесть, что воск с его завода шёл преимущественно на церковные свечки, то купцу явно требовался рынок сбыта. Ну, почему бы и не построить этот рынок сбыта самому? В принципе, некоторая логика прослеживается.

В-третьих, на картах конца XIX - начала XX вв. тоже прослеживаются определённые подтверждения как вышеприведённой цитаты, так и предположений относительно происхождения и взаимного расположения Богоявленского пруда, церквей и патриаршей усадьбы.

На карте 1860 г. между надписями "Владыкино" и "Лагерь" крестиком уже помечена новая церковь, а вот дома села расположены не рядом с церковью, а на противоположном, левом берегу Лихоборки. Однако крестьянские дома расположены в низине, а вот над ними на берегу Богоявленского пруда как раз возвышается горка - аккурат между дорогами на Бескудниково и Слободку. Предположим, старая церковь уже не действовала, а патриаршее подворье перестало быть таковым, поэтому на карте они уже не отмечены. На этой же карте стоит обратить внимание на расположение деревни Лихоборки (не путать с деревнями Верхние и Нижние Лихоборы).

На карте 1930 года совершенно чётко видно, что северный берег Богоявленского пруда вдоль дороги на Бескудниково уже плотно застроен домами, отмечена только новая церковь.

На карте 1931 года также отчётливо виден застроенный по обоим берегам Богоявленский пруд, церковь не указана совсем.

На топографической карте 1939 года отмечены новая церковь и плотная застройка вокруг Богоявленского пруда с точностью до дома.

И, наконец, карта 1939 года даёт нам точный ответ на вопрос, в каком порядке населялось и застраивалось Владыкино: на севере, на левом берегу Лихоборки, расположено Старое Владыкино, от которого и отсчитывалась дорога в Слободку, а вот более позднее освоение правого берега Лихоборки подтверждено названием Новое Владыкино. Причём интересно, что в 1927 году, когда граница Москвы прошла по Лихоборке, Новое Владыкино уже попало в черту Москвы, а Старое Владыкино вплоть до 1960 года оставалось пригородом.

А вот и теплицы владыкинского колхоза, вошедшие в состав совхоза "Отрадное".

 

Северянка,

25 марта 2007 года

_________________________

1 Цит. по: Щапов Н. М. Вдоль Ярославской железной дороги: Путеводитель от Москвы до Хотькова со схемой маршрутов першеходных экскурсий. - М., 1925. - С. 49.

2 Цит. по: История московских районов: Энциклопедия / Под ред. К. А. Аверьянова. - М.: Астрель, АСТ, 2005. - С. 422-426.

 

назадвперёд

 

Page 1. Page 2. Page 3. Page 4. Page 5. Page 6. Page 7. Page 8. Page 9. Page 10. Page 11. Page 12. Page 13. Page 14. Page 15. Page 16. Page 17. Page 18. Page 19.

 

Лирические отступления

 

 

©

 

2

0

0

7

-

2

0

1

7

 

C

е

в

е

р

я

н

е

 

Up

 

Created by © De Noorderlingen, 2004, 23 April

© 2017-03-12 De Noorderlingen/Северяне